Найти тему
Игорь Денисов

В продолжении об ответственности и находки чужого имущества.

КС указал, что законодатель отнес в ст. 158 УК РФ к преступлениям, объектом уголовно-правовой охраны от которых выступает собственность, кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества. Разницы нет, нашли вы утерянную вещь или тайно похители.

Ранее в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» была введена уголовная ответственность за присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества (ст. 148.4 УК РСФСР), за которое, исходя из степени общественной опасности содеянного, предусматривалось более мягкое наказание, чем за кражу. 

Исходя из способа и обстоятельств противоправного поведения нашедшего, присваивающего заведомо чужое имущество, они не могут быть равными по степени общественной опасности обычной краже, когда лицо с прямым направленным умыслом изымает имущество из чужого владения с целью обращения его в свое владение и пользование.

Таким образом КС дал судам возможность привлекать к уголовной ответственности за ранее декриминализированное деяние и изменил исторически сложившееся понимание кражи.

С учетом приведенной позиции КС РФ правоохранительные органы не лишены возможности толковать действия потенциально уголовно преследуемого лица и как преступление, с целью повышения показателей своей работы.

Перечисленные минусы конечно настораживают, но есть и плюсы:

На основании п. 2 ст. 229 ГК РФ, нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи.