Данная заметка является подведение итогов цикла записок о двадцатипятилетнем пути складывания танковой конструкторской школы Китая. Путь преодоления технических, экономических и политических преград. До полноценной танковой школы еще десять лет, но уже можно рассмотреть предварительные результаты этого пути. Мы начали этот путь с заметки о Тип59 и вот его конец.
Окончанием первого задания на создание нового танка под номером 121 было принятие в 1969 году Тип69. Данная машина была компромиссом между требованиями армии, амбициями инженеров и возможностями промышленности. Потолком оказались именно возможности промышленности и подготовленность технических специалистов. Сразу после принятия танка были выдвинуты новые требования сформулированные в задании 122. Очевидно, что требования были точно такими же как и для предыдущего задания. А именно увеличение огневой мощи и повышение ходовых качеств.
В задании 121 мы видели как инициатива заводских инженеров по улучшению шасси ни к чему не привела, а созданное новое гладкоствольное 100мм орудие страдало от множеств технологических проблем из-за чего от него вскоре и отказались.
Что предлагали в исследовательском институте конструкторы по заданию 122 сказать сложно так как в этом же году, в марте 1949г, произошел пограничный конфликт с СССР в результате чего в мае этого же года у Китая оказался очень потрепанный Т-62.
Как писал в заметке о танках 122 и 1221 путь по которому пошли китайские конструкторы задавали советские технологии, но копиями они не являлись.
Что касается платформы то тут китайцы сразу решили применить лучшие технологии в виде гидравлической подвески, гидравлической коробки передач и гидравлической трансмиссии. Потерпев неудачу они вернулись обратно к старым и проверенным механизмам. Улучшения почти ни какого, а времени и ресурсов проект потребляет много только из-за перекомпоновки.
Именно это и произошло с танком 1221. С 1971 по 1973 года тестировали платформу. Не смотря на частые мелкие поломки в целом платформа отработала хорошо, но необходимости в дальнейшем развитии уже не было. С другой стороны для неопытных китайских кадров любые попытки и тесты это всегда полезный опыт. 25 лет топтания на месте как раз и были наполнением знаниями и практическими экспериментами.
В 1973 году проекты по заданию 122 разделились на две ветви. Первая и основная ветвь для ведущих конструкторов стала ставка на европейские технологии. Это ветвь образцов 1224, 1226 и она была самая масштабная, амбициозная и поэтому провальная.
Вторая ветвь 1223 заключалась в переносе опыта изучения трофейного М48 и многолетние работы по созданию нового двигателя. Эти работы оказались успешными, быстрыми по сравнению с остальными и самое главное максимум реализуемыми для китайской промышленности.
Что касается огневой мощи, то китайцы еще в 1969 предполагали использование 120мм гладкоствольное орудие. Работающую версию они создали только в 1971 году применив на танке 1221. Отменив проект 1221 орудие перекочевало в 1224, но на нем из-за отсутствия готовой башни не применялось, а вот на 1226 уже устанавливалось и проходило испытания.
Параллельно к концу 70ых китайцы для модернизации своих Тип59/69 приобрели у Израиля технологию на производство модифицированной 105мм нарезной пушки L7 устанавливаемой в башни Т-54/55. (Китайцы указывают, что производство самой пушки L7 они заключали с Великобританией) Готовое решение было на столько эффективно что решили её и использовать как основное орудие китайской армии. А что с 120мм? Его еще долго дорабатывали и нашли ему применение лишь в самом конце 80ых на самоходной установке истребителе-танков PTZ-89.
Вот тут то все и сложилось. Новая платформа 1223 на модифицированном шасси и с новым двигателем с одной стороны и с другой: старая башня, но со значительно мощной пушкой. Все это складываем вместе и у нас получается то, что так долго хотела армия. В 1981-82 году наконец-то был принят новый танк второго поколения под название Тип80(80式).
Самые существенные отличия по сравнению с Тип59:
- Корпус удлинен на 28см и имеет 6 пар небольших катков с большим ходом обеспечивающим повышенную плавность хода.
- Корпус подрос на 20 см. Визуально это уменьшило угол наклона НЛД(Нижняя Лобовая Деталь корпуса) и увеличило его высоту.
- Новый двигатель на 730 л/с.
- Угол наклона ВЛД(Верхняя Лобовая Деталь корпуса) увеличен с 60-61 градусов до 67-68 градусов как на Т-72.
- Борта снизили свою толщину с 80мм до 60мм.
- Башня Тип59/69 со 105мм пушкой.
- Стандартный для китайской промышленности того времени простой прицел с внешним дальномером. В это же время ими переоборудовали Тип59 в Тип59-1.
Но это был бы не Китай если бы он просто так поступил на вооружение. Первую партию в размере 12 или 14 единиц армия только испытывала и выдвигала требования к её улучшению. В общем это логично, ведь многое в танке было ново и требовало доработок.
Вылились новые изменения в две ветви развития танка. Тип80-1 и Тип80-II
Экспортная версия 1985 года Тип80-II открывает нам новый путь к танку третьего поколения и поэтому о нем мы будем говорить отдельно.
В 1986 году появился Тип80-1 (смело можно называть просто Тип80) который обзавелся оборудованием башни от Тип79-II.
В следующий раз была изменена башня, отличительным признаком которой является отсутствие дублирующего прицела. Данная версия получила индекс заводского прототипа WZ122. И вот у нас в первые появляется это обозначение. О присуждении названия танкам я писал отдельно. Данная версия была принята в 1989 году под обозначением Тип88, или в новой системе обозначений ZTZ88. С этого года перестали выпускать Тип59 и полностью переключились на ZTZ88 который стал первым серийным танком второго поколения.
В интернете можно встретить информацию, что данная машина имела встроенную композитную броню на ВЛД. Но это не так. На ZTZ88 планировали устанавливать поверх ВЛД композитную броню по типу того, что устанавливались на Т-55 и Т-62, а так же блоки динамической защиты на башню. Но этого так и не было сделано. Композит есть только на нескольких машинах которые, как я думаю, являются первыми версиях Тип80-1 так как на их башнях все еще имеется дублирующий прицел.
У 88ого были две версии и каждая по своему улучшала характеристики 105мм пушки. В первой версии была изменена казенная часть для использования более мощных снарядов. Версия называлась ZTZ88B (Б)
В другой версии для повышения бронебойных возможностей была модифицирована пушка путем удлинения её на 10 калибров (а это более метра). 88ые с данной пушкой назвали ZTZ88А. Разработка обеих версий происходила параллельная, но версия Б появилась раньше чем версия А. Поэтому и такой порядок.
Тип88 производился до 1998 года. Успели произвести не более 400 штук пока его не заменили более совершенной версией Тип88С которого мы знаем под название Тип96.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.
Китай. Путь к новому танковому шасси. Часть 1: Задание 121 и проект 68G.
Китайский танк Тип69 / 69式 / Type69. Задание 121. Первый средний танк разработанный в Китае.
Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 1: Конфликт с СССР и первые пробы. Танки 122,1221,704