РПД - роторно-поршневой двигатель от АвтоВаз в СССР имел очень много моделей. Первые модели с индексом Ваз-301 мощностью 70л.с. были созданы ещё в 1976 году, надежностью они не отличались. У 49 из 50 автомобилей данные двигателя быстро вышли из строя.
Более надежную модель выпустили с индексом 311 (70л.с.), но случилось это в 1982 году. А в 1983 выпустили первый двухсекционный РПД с индексом ВАЗ-411 (120л.с.) и его более мощную модель ВАЗ-413 (140.лс.). Эти и все последующие двигателя стали устанавливать на автомобили силовых ведомств (КГБ и МВД СССР).
Активно эти двигателя устанавливали на автомобили ВАЗ-21018 для некоторых сотрудников ГАИ. Внешне такие автомобили ничем не отличались от обычных "Копеек" и обычных патрульных машин ГАИ, зато были в два раза мощнее.
РПД с индексом "ВАЗ 413" так же устанавливали на автомобили ВАЗ-21079. Их так же использовали на службе в милиции.
Применяемость в КГБ
В КГБ использовали такие двигателя на ВАЗ 2108, туда устанавливалась двигатель с индексом "414" мощность была не такая большая, в районе 110 л.с., зато крутящий момент был 186 Н*м при 4500об/мин, холостой ход был 900об/мин. При таких показателях автомобиль неплохо подхватывал даже с низких оборотов. Время разгона с 0 до 100км/ч составляло 8 секунд, а максимальная скорость 200 километров в час. Впечатляюще для 80-х годов! На дорогах СССР не было иномарок, которые показали бы лучший результат.
- Даже Mercedes-Benz только к началу 90-х стали выпускать гражданские авто объемом 5 литров, мощность до 300л.с. и с разгоном до 100км/ч за 6.8 секунд.
Малоизвестной "догонялкой" с РПД стал ГАЗ-31028. Автомобиль получил 3-секционный РПД мощностью 210 л.с. (Индекс двигателя "431"). Объем 1 секции составлял: 654 куб.см.
Главным недостатком данных двигателей являлся их маленький срок службы и сильный нагрев, из-за чего на некоторых машинах даже устанавливался дополнительно масляный радиатор. В среднем двигателя советские РПД ходили по 50 тыс. км., а иногда и меньше.
- Расход топлива составлял 20 литров на 100 километров, хотя это не совсем минус, ведь бензин тогда стоил не так дорого.
Ещё одним недостатком этих двигателей был ремонт, в СССР отремонтировать их могли только в Тольятти.