Найти тему
Мнение обывателя

Великая Куликовская битва. Междоусобица или политические игры? Часть-1

Самое время рассказать теперь и о самой Литве – еще одном члене анти московской коалиции, которая, по мнению сторонников теории «заговора Востока и Запада», призвана олицетворять силы Запада. На самом же деле.

Великое княжество Литовское еще с XIII века вело отчаянную борьбу за само право своего существования с этими самыми «силами Запада» в виде католических Орденов – Тевтонского и Ливонского (филиал Тевтонского), а чуть ранее и Меченосцев. (Рыцарские методы убеждения местного населения в «истинности веры» со всей выразительностью прекрасно показаны в советском фильме «Александр Невский» или в польском – «Крестоносцы»).

В год Куликовской битвы «коренная» Литва (а собственно этнические литовские земли, кто не в теме, составляли тогда не более одной десятой от общей территории страны) всё еще оставалась языческой. Великое княжество Литовское было одним из самых обширных европейских государств позднего средневековья. Оно простиралось с севера на юг от современной Латвии до Черного моря, а с запада на восток – от Балтики до Оки и Угры, будучи на девять десятых… православным! Языком суда и делопроизводства ВКЛ, как легко догадаться, был русский, на котором говорила знать и большинство подданных, писали метрики-летописи.

-2

Православной традиционно, еще со времен Миндаугаса (в русской исторической традиции – Миндовг), была и княжеская верхушка. Согласно тогдашним литовским законам, отправляющиеся на княжение в русские уделы Гядиминовичи должны были принять веру своих подданных и жить по местным обычаям.

В православие был крещен и сам фигурант нашего повествования Альгирдас, и его сыновья от первого и второго браков. Так что, скорее, мы можем отнести Литву, выступившую в 1380 году против Москвы, не к коллективному «Западу», а к «Востоку», как и их рязанских и ордынских союзников.

Кстати, на принятие решения о выступлении против Дмитрия Московского вместе с Ордой и Рязанью сменившего Альгирдаса на великокняжеском литовском престоле Йогайлы (в русской исторической Ягайло, в польской – Ягелло, в православном крещении – Яков, в католическом – Владислав) во многом также повлияли личностные отношения.

-3

Поясним: сразу после вокняжения Йогайлы (согласно завещанию отца) в Москву бежал первенец Альгирдаса (старший сын от первого брака с Анной-Марией Витебской) князь Вингольдас Полоцкий (в православном крещении – Андрей).

Заинтересованный в смуте у соседей Дмитрий Иванович Московский, естественно, поддержал Андрея в его претензиях на отцовский стол, не преминув дать, кроме «добра» на его служилое княжение во Пскове, и войска для похода на новгород-северские и черниговские земли.

Это, разумеется, не могло не вызвать враждебности у Йогайлы и новый великий князь Литовский и Русский начал искать союзников против Москвы – своего главного конкурента по «собиранию» русских земель…

-4

Всё перечисленное свидетельствует о том, что только со времени формального крещения этнических литовских земель по латинскому обряду в 1386 году, да и то с большой натяжкой, можно говорить о принадлежности Литвы к «западной цивилизации», поскольку 90 процентов подданных ВКЛ составляли русские, не делившиеся тогда еще на великороссов, белорусов и украинцев.

Их, заметьте, никто тогда конфессию менять не неволил, храмы не закрывал, не рушил и в костелы не обращал. Для пущей показательности подчеркнем, что и войско Йогайлы, шедшее на соединение с Мамаем и Олегом Рязанским и «не успевшее» к Куликову полю на один дневной переход (приблизительно на 40-50 км), на 80-90 процентов состояло из русских воинов…

Справедливости ради надо также отметить, что и в войске Дмитрия Ивановича было немало этнических литовцев. В том числе и сыновья Альгирдаса, а соответственно, братья великого князя Литовского и Русского Йогайлы – князья Вингольдас-Андрей Полоцкий и Псковский и Дмитрий Брянский.

Продолжение будет