Наши отечественные цифровизаторы, закусив удила, внедряют в школе обучение в цифровой образовательной среде (ЦОС). Нет, это не эпизодическое применение новой техники и новых технологий на уроке, когда это требуется учителю, а полностью обучение в цифровой среде, даже без учителя. Им кружит голову экономия средств на зарплаты учителям в ситуации «школа без учителей».
Как так? — Спросите вы. А так: тьютор (сторож детей — по-нашему) раздаст задания, будет следить, чтобы дети не совали пальцы в розетку, а остальное дело техники. Дети — каждый по своему маршруту, в своём темпе — будут продвигаться по учебному материалу. Компьютер проверит и оценит работу каждого. При этом можно забыть о том, что раньше называли единым образовательным пространством. Влияние такого обучения на здоровье детей сейчас не обсуждаем — это отдельный вопрос.
При массовом использовании такого обучения результаты будут ещё хуже, чем при массовом дистанционном обучении, которое мы пережили. Про результаты дистанционного обучения мы уже получили представление, когда на ОГЭ по математике во многих школах до 50 % учащихся получили «двойки». Теперь на этом экзамене официальная шпаргалка будет содержать не 2, а 4 страницы формул и правил. К формулам, которые теперь знать не надо, надо только уметь ими пользоваться, добавили рисунки, чтобы девятиклассник не перепутал, например, где у трапеции a, где b, а где h.
Странно, что у нас ещё не догадались требовать от водителей не знания правил движения, а умения найти соответствующее знание в книжке «Правила дорожного движения». Или у хирургов требовать не досконального знания внутренних органов человека, а умения найти нужную информацию в энциклопедии после сделанного разреза больному, лежащему на операционном столе. Спросить бы цифровизаторов: сели бы они в самолёт, если лётчик не знает назначение всех кнопочек в кабине пилота, но у него есть инструкция, в которой можно найти соответствующую информацию?
Давайте почитаем, а как повлияло дистанционное обучение во время пандемии на учащихся в Германии. Читаем новость.
Welt: нехватка специалистов растёт — выпускники немецких школ отказываются учиться на математиков, айтишников и инженеров
В призывах нет недостатка. Работодатели, политики и экономисты не устают восхвалять преимущества этих профессий: заработок выше среднего, хорошие возможности продвижения по карьерной лестнице и не меньший шанс сделать мир лучше. Математики, специалисты по информационным технологиям, естествоиспытатели и инженеры востребованы и нужны в Германии как никогда раньше, пишет Die Welt…
Нехватка квалифицированных кадров в этой области росла годами. Федеральное статистическое ведомство Германии сообщает о значительном сокращении числа студентов-первокурсников по соответствующим специальностям. Это не сулит ничего хорошего в ближайшие годы…
Доля тех, кто выбирает предметы из области математики, информатики, естественных наук и техники в первом семестре, падает уже много лет. С 40,5% в 2015 году до 37,7% в настоящий момент.
Аксель Плюннеке, специалист Кёльнского института экономических исследований, винит в сложившейся ситуации немецкие школы. По результатам тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, после 2012 года математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность 15-летних значительно снизилась. «Потенциал хороших студентов уже упал, — отмечает Плюннеке. — Неудивительно, что всё меньше студентов решаются получать образование именно в этой области».
Пандемия коронавируса ещё сильнее увеличила пробелы в обучении по таким предметам, как математика. Поэтому Плюннеке пессимистично относится к следующей проверке грамотности учащихся школ, результаты которой будут опубликованы в конце года.
Людгер Вёссманн, специалист мюнхенского Института экономических исследований, специализирующийся на экономических аспектах образовательного процесса, подчёркивает: «В области преподавания математики, информатики, естественных наук и техники школам срочно необходимо вернуться на высокий уровень».
После пандемии коронавируса выпускники средних школ не уверены в своих знаниях по этим предметам. Это может помешать им выбрать востребованную специальность в области математики, информатики, естественных наук и техники.
Подробнее: https://russian.rt.com/inotv/2023-02-08/Welt-nehvatka-specialistov-rastyot-
В Германии признают влияние пандемии, а значит, дистанционного обучения на падение уровня образования, на появление неуверенности в своих силах у будущих студентов, а это влияет на выбор будущей профессии.
Аналогичная проблема есть и в России, мы читали о том, что у нас сильный недобор на инженерные профессии, для будущих инженеров даже вводят послабление с 2024 года в плане учёта ЕГЭ по русскому языку. Но этого будет явно недостаточно. Выпускники школ не мотивированы на изучение в вузе точных наук, так как их умения и их веру в свои силы подорвала не пандемия, а отсутствие живого обучения с учителем в этот период.
И тут я спрошу желающих внедрить в России повсеместное обучение в цифровой образовательной среде: надо ли быть такими настойчивыми, если результаты дистанционного обучения в России, Германии, США и других странах говорят о падении результатов обучения. А это было обучение с живым учителем, но через экран. А что будет, когда учащихся будет учить мёртвый искусственный интеллект? Если страна получит плохо обученные молодые поколения, а они точно догадаются, кто сделал их мышление ограниченным и убил все перспективы дальнейшего обучения.
Цифровизаторы далеко от разъярённой толпы недоучек не убегут — шарик-то круглый. Их ещё спросят за совершённую диверсию против молодых поколений и будущего страны. Я бы советовал им подумать не о том, сколько они заработают на цифровизации всего и вся, а о том, какая за это будет расплата.