Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
С началом Второй Мировой войны командованием Вермахта было отмечено, что изменившиеся условия боевых действий стали предъявлять новые требования к защите головы солдат. Классический немецкий «Штальхельм» с корпусом и полями близкими к нормали (85°-90°) оказался слишком уязвим для пуль и осколков. Попытки усиления защиты в виде навешивания налобных пластин показали свою полную несостоятельность ещё в Первую Мировую войну – вес шлема увеличивался, но даже если пехотная каска сдерживала пулю или осколок, зачастую их энергии хватало, чтобы сломать человеку шейные позвонки.
В начале 1940-х годов в Германии под руководством профессоров Гензеля (Haensel) и Фрая (Fry) была проведена серия испытаний шлемов армий европейских держав на предмет определения их реальных характеристик. Отстрел изделий производился из стрелкового оружия с различных дистанций и углов. В ходе эксперимента выяснилось, что все образцы, включая немецкий М1935, имеют существенные недостатки. На основании полученных данных немцы запустили программу по разработке стального шлема с улучшенными защитными характеристиками.
Первые пехотные каски для проведения испытаний были заказаны у компании Voelkingen Stahlwerke. До конца 1942 г. было разработано четыре прототипа, которые получили обозначения А, В, BII и С. Причём последние три отметились весьма оригинальным дизайном и по внешнему виду не имели ничего общего с традиционными германскими шлемами. Разработчики смело поставили во главу угла именно защитные свойства, а не цеплялись за прошлое.
После первых отстрелов, наиболее перспективными были признаны модели B и BII. При этом, уже на стадии проектирования стало понятно, что стальные шлемы такой конструкции обладают серьёзным потенциалом для модернизации. Поля стальных шлемов получили «рациональные углы наклона» 55°-60°, что значительно увеличивало защитные свойства изделия за счёт «эффекта рикошета». Вес каски без потери характеристик удалось снизить примерно на 200 гр. в сравнении со стоявшей на вооружении М1935. Это позволяло дополнительно добавить 0,4 – 0,5 мм толщины металла, увеличив показатели защиты, либо за счёт экономии материала снизить себестоимость изделия.
Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания перспективных шлемов. Около сотни касок моделей B и BII были изготовлены на предприятии Huettenwerke und Eisen AG и переданы в пехотную школу в Дёберитце (Infanterieschule Döberitz). На этом этапе изделия получили название по фамилиям своих разработчиков, после чего в течение некоторого времени обозначались как шлемы конструкции Тале-Харца (Stahlhelm Thale/Harz). Стальные шлемы показали высокие защитные и эксплуатационные характеристики, что позволяло перейти к вопросу организации производства амуниции.
Осенью 1944 года результаты испытаний шлемов Тале-Харца были представлены Гитлеру для утверждения той или иной модели под обозначением M1944. Согласно распространённой версии, склонный к мистике и символизму фюрер отверг новые разработки, как «не выдержанные в традиционном германском стиле». По сути, в самый критический момент войны предлагалось лишить армию «Штальхельма» - настоящего символа, образца нерушимой защиты «истинных арийцев». Кроме того, реорганизация производства требовала значительного числа трудовых и материальных ресурсов, которых в обстановке «тотальной войны» уже не было.
В некоторых источниках утверждается, что стальные шлемы новой конструкции были использованы в битве за Берлин весной 1945 года. Вероятно, в горнило войны были брошены учебные подразделения той самой пехотной школы в Деберице. Правда, никакого влияния на ход боевых действий штальхельмы оказать уже не могли.
Война закончилась разделением Германии на две оккупационные зоны. В 1948 г. по приказу Советской военной администрации в ГДР началось создание подразделений Казарменной Народной полиции, которые должны были взять на себя функции внутренних войск: охрану общественного порядка, ведение борьбы с диверсионными и бандитскими группами, подавление массовых беспорядков.
Первое время полицейские использовали традиционную германскую униформу. На территории отошедшей ГДР оказалось большое число армейских складов, буквально забитых обмундированием старого образца, которое бережливые немцы и пустили в дело. Однако, от стальных шлемов вермахта пришлось сразу отказаться, из-за крайне негативной реакции соседей по соцлагерю.
Поначалу Казарменная Народная полиция на учениях и полевых выездах использовала советские пехотные каски с нанесёнными собственными опознавательными знаками. Однако уже в 1949 году военизированные подразделения перешли на новый вид стального шлема, основанного на отвергнутой ещё в годы войны модели А. Выбор, оказался крайне неудачным. Изделие, походило на старые пехотные каски образца M1935/42 и продолжало вызывать негативные эмоции. Кроме того, западногерманские части продолжали использовать штальхельмы вермахта, что ещё более запутывало ситуацию. А вообще в воздухе витало ощущение, что союзники по Варшавскому договору в случае обострения обстановки не будут особо разбираться в тонкостях - Какого фасона у тебя штальхельм?
С образованием в 1956 г. Национальной народной армии ГДР военно-политическое руководство страны поручило Технологическому бюро разработать новый стальной шлем, больше подходящий для молодой социалистической армии. При этом, он должен был подчёркивать национальную принадлежность военнослужащих и быть оригинальным - непохожим на шлемы вермахта и советские пехотные каски. Вот здесь-то и пригодились немецкие наработки времен войны.
Так случилось, что ответственным за разработку нового стального шлема был назначен главный инженер Эрих Кизен (Erich Kiesen), трудившийся в годы войны в Huettenwerke und Eisen AG и хорошо знакомый с эпопеей моделей B и BII. К концу 1956 г., в условиях крайне скудного финансирования Кизену удалось произвести испытания изделия, развернуть его производство и передать в войска первые партии шлемов, получивших наименование М56. Здесь на руку конструктору сыграли два обстоятельства: шлем уже был доведён до состояния готовности при «старом режиме», а завод с оборудованием готовым для серийного производства остался в советской зоне оккупации.
Довольно любопытны результаты испытаний опытных образцов М56. Отстрел стального шлема производился с расстояния 10 – 25 метров (пистолет ТТ), 25-100 метров (ППШ), 300-600 метров (карабин) и 600 метров (пулемёт), так же изделия были опробованы на устойчивость к гранатным осколкам. Дальнейшие стрельбы проводились с использованием артиллерийских боеприпасов от 82-мм гранатомёта, 78-мм пушки и 122-мм гаубицы.
Стрельбы показали, что с дистанции от 10 метров шлем уверенно держит выстрел из пистолета, а с расстояния более 500 метров удерживает удар пули пистолета-пулемёта. Осколки ручной гранаты, разорвавшейся на дистанции 1 м также оказались не страшны M56. Кроме того, была доказана надёжность шлема при попадании осколков артиллерийских снарядов.
Примечательно, что в 1962-63 годах советские конструкторы также убедились в превосходных защитных характеристиках М56. При проведении сравнительных испытаний стрелкового оружия и патронов стран Варшавского договора, была проведена проверка стальных шлемов, стоящих на вооружении содружества. Лучшим по показателю пулестойкости был признан шлем производства ГДР, в том числе по сравнению с недавно принятым на вооружение ВС СССР стальным шлемом СШ-60 (в среднем на 3 – 6%).
За первое полугодие 1957 г. было произведено около 50 тыс. шлемов, выпускавшихся в трех размерах: 60, 64 и 68 см. Изделия покрывались краской дымчатого цвета (т.н. «матовый штайнграу»). Сверху на пехотную каску могли надеваться маскировочная сетка на крючках или чехол в различных расцветках. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась военнослужащими подразделений почетного караула.
Здесь следует отметить, что несмотря превосходные эпитеты, стальной шлем М56 поначалу имел один существенный недостаток. Из-за своей необычной формы и удалённости бортов каски от головы, при десантировании с техники, прыжков в окопы, солдат мог зацепиться краем шлема за какой-либо предмет, что нередко приводило к травме шейного отдела.
В связи с этим в 1966 г. была изменена конструкция подшлемника. Система подвески крепилась к стальному колпаку на шести шпеньках, зацепившись за что-либо подшлемник просто отстёгивался. Дальнейшая сборка каски в одно целое занимала меньше минуты. Кроме того, теперь подшлемник подходил к любому размеру стального шлема, в результате чего производство изделий можно было сократить до одного размера (хотя все три продолжали выпускаться).
Оригинальный по внешнему виду М56 стал одним из символов эпохи противостояния социалистической и капиталистической систем, НАТО и Варшавского Договора. Восточная Германия также поставляла стальной шлем друзьям и союзникам в Африку, Азию и на Ближний Восток. Известно, что египетская президентская гвардия в дни тёплой дружбы своей страны с Восточным блоком носила каски М56. Во время войны во Вьетнаме, бойцы армии Вьетминя также с успехом применяли восточногерманские шлемы. В основном они использовались расчётами зенитных орудий и другими подразделениями противовоздушной обороны.
После объединения двух Германий и последующего роспуска Национальной народной армии стальные шлемы М56 заняли почётное место на рынке сувениров, вместе со значками, обломками берлинской стены и русскими матрёшками в магазинчиках у Чекпоинт «Чарли» и Бранденбургских Ворот. Небольшие партии касок засветились в локальных конфликтах. К примеру бойцы пресловутой Армии Освобождения Косово высоко ценили надёжность восточногерманского шлема. И по сей день, нет, да мелькнёт, узнаваемый силуэт М56 в кадрах видео и фотографиях из различных горячих точек.
Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
В продолжение читайте:
Элитные воинские части ГДР. Берлинский охранный полк "Феликс Э. Дзержинский" при МГБ ГДР.
Элитные воинские части ГДР. Парашютно-десантный батальон "Вилли Зангер".
Элитные воинские части ГДР. 29-й мотострелковый полк "Эрнст Мориц Арндт".
Элитные воинские части ГДР. Гвардейский караульный полк "Фридрих Энгельс".
Захват Западного Берлина. Истоки проблемы.
Захват Западного Берлина. "План-Х".