Найти в Дзене

Как мы в детстве деньги зарабатывали

Как Вы уже знаете, примерно с 10 лет мы с братом-близнецом Димой жили в детском доме.

Нас конечно же одевали, но новую одежду и обувь покупали очень редко, чаще донашивали чью-то одежду, чью-то обувь, а новую покупали только тогда, когда донашивать было нечего.

Конечно же там нас и кормили, может быть даже лучше, чем некоторых детей из небогатых семей дома, но зачастую мы были голодные, бывало еды мало, бывало еда была не вкусная, у некоторых детей старшие ребята, посредством разных договоров, забирали их еду...

Бывало, что на кухне или на складе мы выпрашивали свежей картошки, вечером её варили на электрообогревателе - обогреватель клали на бок, на нём, как на плитке, в кастрюльке варили картошку, посолишь, когда сварится, то с водой, в которой её варили, перемнëшь, сделаешь пюре, его и съешь...

Одна ночная нянечка варила себе супчик, и нас им же подкармливала, научила, как с пары картошин, соли, лука, перца сделать вкусную похлёбку.

Какое там мясо, были рады простой постной картошке и похлёбке...

Ну и конечно нам хотелось себе купить и какие-то жвачки, бомж-пакеты (лапшу быстрого приготовления), кубики Магги, хлеба, а для этого нужны были деньги.

А, нет, вспомнил, нам давали в месяц сколько-то денег на карманные расходы за хорошую учёбу, за чистоту в комнатах - учишься без троек - 5 рублей в месяц, чистота в комнате в течение месяца - ещё 5 рублей в месяц (сумма названа условно, была она маленькая, но конкретную сумму не помню, хватало на шоколадку и два бомж-пакета).

Ну и наверное первые деньги мы зарабатывали собирая берёзовые почки весной - это нужно было с молодых веточек берëз, пока листочки не распустились, а почки уже начали наливаться, рвать эти почки в пакет, а затем нести сдавать на базу Райпо. Эти почки меньше ногтя человека, чтобы собрать килограмм, нужно было очень много их нарвать, пальцы были все жёлто-зелёные, сдавали не килограммами, а пакетами, а там взвесят, денег дадут.

Летом мы собирали цветы пижмы - это такие жëлтые цветы, которые растут целыми полями, фишка в том, что принимали только сами бутончики, а не весь цветок, поэтому приходилось с каждого соцветия ножницами срезать сами бутончики. Пижму, как помню, принимали и сырую и сушëную, сушëная дороже. Чтобы её высушить, мы залезали на чердак, клали какое-нибудь покрывало, на него высыпали гору этих соцветий и потом ворошили раз в день, пока она не высохнет.

Осенью мв собирали рябину, ходили по всем окраинам и полям, где росла рябина, залезали на деревья и рвали её в мешки, потом относили сдавать, половина ягод, пока несёшь на спине этот мешок, переминалась, тогда приëмщик срезал половину всего веса.

Также сдавали лесные орехи, но с ними сложнее, их люди собирали и для себя, потому все ближайшие кусты орешника были обобраны.

Когда были постарше, то собирали и сдавали ягоды - малину, чернику, бруснику, клюкву, продавали их бабушкам.

Также собирали и грибы, их для сдачи в райпо нужно было сушить, а это процесс долгий, поэтому грибы мы ходили и предлагали купить бабушкам - стучались во все дома, где знали или думали, что живёт бабушка какая-нибудь, им предлагали эти дары природы.

Весной хорошо ловилась уклейка - маленькая бойкая рыбка, похожая на кильку, мы ловили её по целому пакету, часть оставляли себе, чистили, а на кухне детского дома нам её повар жарила, а остальную часть мы продавали воспитателям, тем же бабушкам. Другую рыбу было поймать сложнее и реже, но когда ловилась крупная рыба, то её получалось продать подороже.

В детском доме у нас был возле группы небольшой огородик, где мы выращивали картошку, огурцы, помидоры, лук, где сами учились и копать огороды, и гряды ставить, и сажать, и полоть и прочее.

Когда немного этому научились, то ходили весной, летом, осенью, помогали бабушкам копать огороды, полоть, собирать урожай, за что нам бабушки давали денежки, подкармливали.

Зимой начиналась заготовка дров, мы ходили по всем улицам, видели, где лежат дрова, заходили и предлагали свои услуги по колке и укладке дров. Какого-то тарифа у нас не было, нам предлагали цену, а мы соглашались или нет.

Однажды или дважды мы даже кололи дрова по договору с детским домом, там дров было очень много, кололи тогда все, кто умел и хотел.

Брат Дима и друг Илья, в детстве вместе кололи дрова, но это уже после армии фотография
Брат Дима и друг Илья, в детстве вместе кололи дрова, но это уже после армии фотография

Конечно объективно было оценить кому и сколько заплатить сложно, поэтому мы решили так - колем каждый день кто хочет, каждый день записываем кто колет, затем считаем кто сколько дней колол, складываем все дни всех людей, на эту сумму делим всю оплату за эту работу, получается один день - 50 рублей (условно, конечно же сумму я не помню), и затем каждый человек получает за каждый отработанный день по 50 рублей.

Потом мы с Димоном ходили на резьбу по дереву, вырезали деревянные ложки, ковши, карнизы, просто фигуры сказочных зверей (львы, сфинксы и прочие), затем эти изделия мы продавали воспитателям, на ярмарках. Больше всего конечно мы сделали и продали карнизов, каждый заказчик хотел по резному карнизу на все окна, на все двери с двух сторон - это было сложно, но здорово. Затем от таких заказчиков к нам приходили друзья и знакомые заказчиков и тоже просили карнизы.

Всё, что описано выше было в возрасте с 10 лет до 15, а в 15 лет мы поехали учиться, в детском доме больше не жили.

Во времена учёбы мы с друзьями иногда ходили разгружать вагоны, прокладывать силовые кабели - работы, где нужна была только физическая сила.

А летом мы ездили в Чекуново жить, о чём я вроде бы уже писал, извините, если повторяюсь.

Брат Дима
Брат Дима

В Чекуново мы ловили рыбу на перемëты, на сети, часть рыбы нам готовил Дима, а часть рыбы я или Коля ходили по посëлку и продавали.

В сенокос нас иногда звали ворошить и собирать в стога сено, пока была хорошая погода и нужно было много рабочей силы, там на сенокосе хозяева нас ещё и кормили, было много парней и девчонок, как в советские времена в колхозах, было весело, а вечером после этого мы собирались в клубе или за посёлком у костра, пели песни под гитару, веселились, но это уже совсем другая история.

П. С. Фотографий тех лет у меня мало, так что извините за много букв и мало фотографий.