Найти тему
Ромашковый сбор

Гид по конструктивизму в Армении

Оглавление

Про армянский брутализм говорят довольно часто, а вот про конструктивистское наследие страны известно меньше. Специально для “Ромашкового” автор канала АР_АР_АТ Кирилл Балашов сделал подборку на эту малоизученную тему.

Жилой дом “Синтетического каучука” .
Жилой дом “Синтетического каучука” .

Когда по всей России уже во всю строились конструктивистские здания, будущие звезды армянского конструктивизма еще только учились в московском ВХУТЕИНе. Преисполненные желания привнести новые архитектурные веяния в Армению, они вернулись на родину в конце 1920-х годов, а уже в 1932 году конструктивизм был фактически запрещен. У армянских архитекторов было всего несколько лет, за которые им удалось построить не так уж мало зданий, но мало что дошло до наших дней в оригинале — одни здания обогатили декором в 1930-е, другие перестроили в 1960-е, а те, что уцелели при советской власти, были добиты уже в независимой Армении. Ниже пять самых интересных конструктивистских построек Армении, сохранивших первозданный облик.

Жилой квартал завода “Синтетический каучук”

1932 год, Геворг Кочар, Микаэл Мазманян, Ованес Маркарян, Самвел Сафарян, Арсен Агаронян

Самый крупный конструктивистский объект в Армении — два квартала, по четыре дома в каждом. В плане дома квадратные, с собственными дворами. С точки зрения сегодняшнего градостроительства это куда более правильное жилье, чем модернистские микрорайоны с хаотично разбросанными панельками.

Дом отдыха писателей

1932 год, Геворг Кочар, Микаэл Мазманян

Дом отдыха на озере Севан ассоциируется с парящим зданием столовой, построенным Кочаром уже в 1960-е, а вот первый и основной корпус — один из редких представителей армянского конструктивизма. Несколько лет назад фонд Гетти обещал грант на реставрацию комплекса, но работы так и не начались, и здания постепенно приходят в упадок.

Жилой дом “Синтетического каучука”

1934 год, Тиран Ерканян

Снова “Каучук” и снова дом, созданный по принципу квартальной застройки. В отличие от первых кварталов, здание находится в самом центре Еревана и, хотя конструктивисты уже два года как в опале, кажется еще более честно конструктивистским. Такой дом вполне мог бы стоять где-нибудь в Москве или Самаре — вхутеиновская школа дает о себе знать. Реакция прессы была соответствующая: “Ерканян — один из ярких представителей конструктивизма... Вместо того чтобы признать свои ошибки, он всячески старался ослабить всю вредную сущность конструктивизма... Союз архитекторов должен серьезно позаботиться о его перевоспитании”.

Здание службы национальной безопасности (бывшее КГБ)

1934 год, Геворг Кочар

Благодаря фасадам из розового туфа здесь легко читается именно армянский конструктивизм. Хотя, если идти по улице Налбандяна в сторону Кольцевого бульвара, вы едва ли признаете в нем конструктивистскую постройку. Рустованный фасад, арочные проёмы, ограждения балконов с балясинами и другие детали говорят о том, что архитекторы, вынужденные идти на компромиссы, породили новый стиль — постконструктивизм, которого в Армении, пожалуй, даже больше конструктивизма настоящего.

Кинотеатр “Москва”

1937 год, Геворг Кочар, Тиран Ерканян

Здесь количество декора и заимствований из классической архитектуры так велико, что здание растворяется в сталинской застройке, и уловить в нем конструктивистские элементы довольно трудно. За самый яркий из них, ромбовидные окна, архитекторы подверглись жесткой критике — мол, не до конца побороли в себе формалистов. Вскоре Геворг Кочар был репрессирован и сослан на север России. Впрочем, благодаря своему таланту ему и там удалось построить впечатляющую карьеру — во второй половине 1950-х он был главным архитектором Красноярска. Вернуться на родину он смог только после смерти Сталина.

Подписывайтесь на канал Кирилла Балашова — он целиком посвящен архитектуре Армении.