Для кого-то из нас пост – это, по сути дела, вынужденная мера: период жизни, когда человек вынужден питаться другой пищей, оставить мясо, молочное, рыбу. Для кого-то это просто диета, для кого-то – повод прийти в храм, рассказать о своих грехах на исповеди, облегчить свою совесть.
Но что же все-таки является самым главным? Безусловно, главная тема поста – тема покаяния. Как нужно воспринимать покаяние? Для многих покаяние – это длинный перечень грехов, о которых мы рассказываем на исповеди и которые просим Бога нам простить.
Однако покаяние – это не только рассказ о своих грехах, злых делах. Главная тема покаяния – это изменение.
Вспомним Иоанна Предтечу, который призывал народ к покаянию. Он говорил им «покайтесь», то есть «изменитесь». И люди, которых обличал Иоанн Предтеча, правильно воспринимали его слова.
Евангелист Лука передает нам ответные вопрошания людей. Обличаемые спрашивали: «А что нам делать?» То есть они воспринимали покаяние не просто как процесс исповедания грехов. Это уже было, в исповедании своих грехов и заключалось крещение Иоанново. Но покаяние этим не исчерпывается.
Пост – это обращенный ко всем нам призыв к покаянию, а значит, к изменению.
Великому посту предшествует несколько подготовительных недель. В чем их смысл?
5 февраля – Неделя о мытаре и фарисее.
На Литургии читается отрывок Лк. 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене, которая служится, как правило, в субботу вечером, поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
6–11 февраля – сплошная седмица. Отменяются любые виды поста.
12 февраля – Неделя о блудном сыне.
На Литургии читается отрывок Лк. 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
В богослужении на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
18 февраля – Вселенская родительская суббота. Церковь молится о христианах, отошедших в вечность. Но заупокойные тексты не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
19 февраля – Неделя о Страшном Суде, мясопустная.
На Литургии читается отрывок Мф. 25:31–46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Накануне на утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского – «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Это последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
20–25 февраля – Сырная седмица, Масленица.
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов – сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Отсюда и название.
26 февраля – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания.
На Литургии читается отрывок Мф. 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея – тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи.