Найти в Дзене
Повелитель Металла

Часть2. Определение модели мотоцикла Третьего рейха и краткая история марки.

С первого взгляда стало понятно, что ко мне попал поистине уникальный экземпляр, который заслуживает к себе особый, не менее уникальный подход. Как опытный реставратор скажу, что прежде чем начинать судорожно очищать ржавчину и разбирать все агрегаты на молекулы, сперва необходимо во всем тщательно разобраться, собрать информацию и произвести подготовительную работу, а именно: определить марку, модель и год выпуска, найти литературу (заводскую инструкцию, каталог запасных частей, чертежи и фотографии), выяснить каких деталей не хватает и организовать их поиск. И только после этого, когда мотоцикл будет скомплектован, можно пытаться выстраивать план по реставрации. Поиск информации я начал с внимательного осмотра останков мотоцикла, заводская информационная табличка была утрачена, единственное что мне удалось обнаружить - это номер рамы и двигателя. Но на данном этапе мне это ничем не могло помочь. Тогда я обратился к помощи интернета, просто написал в поисковую строку "мотоцикл NSU"

С первого взгляда стало понятно, что ко мне попал поистине уникальный экземпляр, который заслуживает к себе особый, не менее уникальный подход. Как опытный реставратор скажу, что прежде чем начинать судорожно очищать ржавчину и разбирать все агрегаты на молекулы, сперва необходимо во всем тщательно разобраться, собрать информацию и произвести подготовительную работу, а именно: определить марку, модель и год выпуска, найти литературу (заводскую инструкцию, каталог запасных частей, чертежи и фотографии), выяснить каких деталей не хватает и организовать их поиск. И только после этого, когда мотоцикл будет скомплектован, можно пытаться выстраивать план по реставрации.

Поиск информации я начал с внимательного осмотра останков мотоцикла, заводская информационная табличка была утрачена, единственное что мне удалось обнаружить - это номер рамы и двигателя. Но на данном этапе мне это ничем не могло помочь.

Тогда я обратился к помощи интернета, просто написал в поисковую строку "мотоцикл NSU" и стал пересматривать тысячи картинок многочисленных моделей этой марки, пытаясь найти хоть какое-то сходство с моими останками. Вскоре, анализируя фото таким способом, удалось выяснить полное название мотоцикла. Без сомненья это оказался NSU 351 OSL.

-2

Далее, оперируя полным названием, найти более детальную информацию уже не составило особого труда. Единственное, что почти все было на немецком языке, поэтому пришлось пользоваться переводчиком.

Итак, что же означают эти три загадочные буквы "NSU"? Это аббревиатура от словосочетания "Neckarsulmer Strickwaren Union", что дословно переводится "Объединение трикотажных производителей в Неккарзульме". "При чем же здесь мотоциклы?" - спросите вы. Фирма была основана в 1873 году и изначально занималась производством трикотажных машин. Совсем вскоре был налажен выпуск велосипедов, с 1901 года фирма освоила производство мотоциклов, а позже выпускала даже автомобили. В определенный период времени это был мировой лидер по производству мотоциклов!

Завод в Неккарзульме, 1900 год.
Завод в Неккарзульме, 1900 год.

Цифра 351 указывает нам на рабочий объем двигателя, а буквы OSL расшифровывается следующим образом:

O - OHV, двигатель с верхним расположением клапанов.

S - sport, для повышения продаж мотоциклы участвовали в гонках.

L - lux, говорит о его качестве и комфорте.

Вот краткие технические характеристики мотоцикла NSU 351 OSL:

Рабочий объем - 346 см3

Мощность - 18 л.с.

Вес - 175 кг.

Максимальная скорость - 110 км/ч.

Еще одна интересная техническая особенность - лапка переключения передач находится справа (тогда как на всех немецких мотоциклах она была слева). Это связано с тем, что коробка передач изготавливалась по английской лицензии.

-4

Именно эта модель(с открытыми клапанами) производилась с 1934 по 1937 год. В Интернете мне удалось найти таблицу, в которой было указано: год выпуска, номер рамы от и до и какие изменения в конструкции были внесены в этот период. Сопоставив с таблицей номер рамы своего мотоцикла, выяснил, что он был выпущен в конце 1934 года.

Если с идентификацией мотоцикла все обстояло относительно просто, то с коляской вышло совсем иначе. Кстати, если вы не знали, то производители мотоциклов никогда не выпускали коляски, для этого были сторонние фирмы (и как позже удалось выяснить, в Германии до войны их было несколько десятков!).

-5

Как видите коляска пребывала в ужасном состоянии: гнилая, кривая и вдоль и поперек переварена газосваркой. Из опознавательных знаков был только какой-то шильдик на крыле с тремя буквами AJL, но выглядел он как-то чужеродно и при попытке загуглить эту надпись абсолютно ничего не находилось.

-6

До этого мне была известна только одна немецкая фирма по производству колясок - "Steib". Я пересмотрел всю линейку моделей и ничего даже близко похожего не обнаружил.

Далее я пересматривал сотни фотографий старинных мотоциклов с коляской и не находил ничего подобного. В один момент даже засомневался. А заводская ли она? Или может это эксклюзивное творчество какого-то мастера?

Обращался за помощью к некоторым известным реставраторам, но и они разводили руками потому, что никогда не встречали ничего подобного.

Несколько раз бросал и снова продолжал поиски хоть какой-нибудь картинки этой коляски, и спустя бессчетное количество часов проведенных в Интернете удача улыбнулась и я наткнулся на вот это фото:

Коляска точь в точь как у меня!
Коляска точь в точь как у меня!

Это предало оптимизма, ведь теперь я был уверен в её заводском происхождении. С новыми силами продолжил поиски и вскоре на каком-то немецком сайте нашел статью, которая называлась "Коляски в Лейпциге".

Город Лейпциг был индустриально-промышленным центром, и до войны в нем находилось около десятка фирм, производивших коляски. Среди этого списка как раз была малоизвестная фирма "AJL" (Альборн Джуниор Лейпциг), которая существовала с 1909 по 1939 год и занималась производством автомобильных прицепов и колясок для мотоциклов.

Трёх цветный рекламный проспект на сезон 1937-1938 года, показывает шесть основных типов  колясок.
Трёх цветный рекламный проспект на сезон 1937-1938 года, показывает шесть основных типов колясок.
Обратите внимание какое многообразие прицепов, даже кемпер есть.
Обратите внимание какое многообразие прицепов, даже кемпер есть.

Судьба фирмы трагически обрывается: с переходом на военное время производство прекращается, главу фирмы Германа Альборна мобилизовали на фронт, он был военным летчиком и в 1941 году погибает. Позже при наступлении союзных войск город Лейпциг подвергся мощным бомбардировкам, в следствии чего завод был полностью уничтожен включая архивы, не сохранилось ничего. После войны фирма не возродилась и спустя некоторое время оказалась полностью забытой маркой, даже в Германии мало кто знает о её существовании.

Ещё одно упоминание про AJL мне удалось найти в журнале Motorrad 1936 года. На картинке изображена задняя часть точно такой же коляски как у меня.

-10
В статье описаны некоторые конструктивные особенности и достоинства этой коляски.
В статье описаны некоторые конструктивные особенности и достоинства этой коляски.

В попытке найти ещё какую-нибудь информацию, я обратился к товарищу из Ижевска Кириллу Тапкову. Несколько лет назад он ездил в путешествие по Европе на мотоцикле ИЖ Юпитер 2, и его путь проходил как раз через город Лейпциг. Я предположил, что у него там могли появиться знакомые, которые помогут с поиском. Оказалось, что Кирилл был знаком с немецким историком фирмы DKW, который проникся идеей и пообещал помочь. Он разместил пост на олдовом немецком форуме "Моторрад" и там нашелся один пожилой человек с никнеймом AJL, который около десяти лет назад реставрировал похожую коляску для наследников фирмы, вот она:

Несмотря на внешнюю схожесть, коляска оказалась не такая как у меня,
Несмотря на внешнюю схожесть, коляска оказалась не такая как у меня,

Этот человек рассказал об истории марки, но информация была ровно такая же, как я нашел раннее, и по сути никаких новых фактов не узнал, но тем не менее он подсказал некоторые технические моменты и самое главное поделился рекламной брошюрой хорошего качества и одной фотографией коляски как у меня, но с другой задней частью.

-13
Коляска AJL Spezial c хвостом бугатти.
Коляска AJL Spezial c хвостом бугатти.

Эту брошюру я перевел на русский язык. Благодаря этому вы сможете поближе познакомиться со всеми моделями и дополнительными опциями. Кстати, для тех кто еще не догадался, моя коляска под номером 4 (боковой прицеп "специальный элегантный"). Но внимательный читатель возразит, скажет: "Она не такая". Ответ есть в описании. Коляска Spezial по заказу могла иметь три вида задней части: хвост бугатти, с запирающимся багажником и с покатой задней частью (как в моем случае).

-15

На этом всё. Больше, как я не пытался, ничего найти не удалось. Теперь вы понимаете, насколько уникальная вещь попала ко мне в руки, возможно даже единственный сохранившийся экземпляр.

Так как мотоцикл оказался очень не комплектный, то реставрацию я решил начать с коляски и параллельно вести поиск недостающих частей для мотыка.

Спасибо, кто дочитал до конца! В следующих статьях будет меньше текста и больше фотографий процесса реставрации.