В то время как умеренная инфляция и более спокойные ожидания по процентным ставкам способствовали росту рынков в этом году, существует более структурный риск, который остается недооцененным: демографический спад.
В последнее время политики обратили внимание на проблемы, связанные со старением населения и сокращением рабочей силы. Но до сих пор их ответные меры крайне недостаточны для предотвращения более высоких темпов инфляции и более сложных бюджетных компромиссов в ближайшие годы. Это, в свою очередь, предполагает большую вероятность повышения процентных ставок, а также большую неопределенность в политике, которая оказывает влияние на расходы и инвестиции, что в свою очередь оказывает влияние на циклические активы, включая акции.
На демографические показатели часто не обращают внимания. Как и многие экономические факторы, это связано с пандемией. В период ковида резко сократилось участие в экономике людей в возрасте 55 лет и старше, и сейчас в США оно стабилизировалось на 15-летнем минимуме ниже 39%. Это более значительное, чем ожидалось, сокращение предложения рабочей силы способствовало росту заработной платы до многодесятилетних максимумов и оставило многие компании в затруднении с выполнением производственных задач.
Рост инфляции также оказал политическое давление на правительства, и центральным банкам пришлось прибегнуть к самому быстрому циклу ужесточения за последние десятилетия, чтобы вернуть инфляцию к целевым показателям, что замедлило рост. Это привело к тому, что компании сталкиваются с повышенными требованиями к заработной плате даже в условиях замедления экономики.
Политики приняли меры, но они вряд ли смогут существенно смягчить недовольство избирателей в ближайшей перспективе или уменьшить долгосрочные экономические риски. Во Франции протесты против повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет свидетельствуют о том, насколько политически спорным является решение демографических проблем.
Среди крупных экономик только Канада готова сделать все возможное, чтобы удовлетворить потребности в рабочей силе, резко повысив цели иммиграции и поставив перед собой задачу привлечь полмиллиона новых иммигрантов в 2025 году. На иммиграцию сегодня приходится почти весь прирост рабочей силы в стране и 75% общего прироста населения.
Без значительного увеличения иммиграции, роста числа детей, увеличения продолжительности рабочего дня и жизни, и/или внедрения технологий для повышения производительности труда, мы столкнемся со снижением производительности труда в сочетании с увеличением числа иждивенцев. Можно спорить о степени демографического кризиса, но риск для долгосрочной инфляции и фискальной политики не учитывается в достаточной степени.
Даже без участия профсоюзов тенденции в сфере предложения рабочей силы дадут работникам больше возможностей для ведения переговоров в ближайшие годы, что должно обеспечить устойчивую поддержку заработной платы. Кроме того, без компенсирующего роста производительности труда уменьшение численности рабочей силы предполагает, что производство будет с трудом поспевать за ростом потребления населения, что является дополнительным инфляционным фактором. Эта картина контрастирует с сигналами от торгов казначейскими ценными бумагами США, защищенными от инфляции. Это означает, что годовая инфляция в среднем за 10 лет составит около 2,2%.
Оптимисты дезинфляции по понятным причинам будут указывать на опыт Японии в последние десятилетия, чтобы поставить под сомнение связь между растущим коэффициентом зависимости и инфляцией. Однако важно отметить по крайней мере два фактора, которые помогли Японии сохранить низкие зарплаты и цены, которые, возможно, не могут быть воспроизведены в других стареющих странах. Во-первых, японцы дольше оставались на работе, что представляется менее вероятным в других странах, где пенсионеры выглядят довольными и финансово способными, чтобы оставаться в стороне.
Во-вторых, в последние десятилетия Япония смогла увеличить свой трудовой резерв за счет зарубежных инвестиций и производства, которое опиралось на иностранных рабочих - это будет менее политически приемлемо для многих правительств, которые предпочтут перепрофилировать производство.
Помимо инфляции, следует ожидать, что правительствам будет сложнее находить компромиссы в бюджетной сфере. Директивным органам все чаще придется выбирать между сокращением расходов в политически чувствительных областях, таких как программы расходов на пожилых людей, повышением налогов или принятием значительного бюджетного дефицита. В условиях нынешнего поляризованного состояния многих стран принятие любого решения будет, мягко говоря, шумным.
Для рынков эти демографические факторы должны привести к тому, что процентные ставки станут относительно выше. Кроме того, следует ожидать, что повышение стоимости рабочей силы и займов будет оказывать давление на маржу прибыли. Устойчивый рост политической неопределенности также может заставить людей с опаской относиться к расходам. Подобно тому, как настроения влияют на мультипликаторы оценки акций, более осторожные инвестиции и расходы будут отражаться на доходах.
Подписывайтесь на Телеграм
Еще от Аммиак: