Найти тему
Записки — Адвокат Шарков

Новое в дошкольном образовании. Продолжение

Приветствую Вас на канале, уважаемые читатели!

Продолжаем знакомится с федеральной программой дошкольного образования. Кому тема интересна, начало можно посмотреть здесь:

Я не очень понимаю, зачем в возрасте 5 - 6 лет нужно формировать умение качественно характеризовать выделяемые звуки. Речь идет о гласных, согласных, мягких согласных, твердых....звуках. При этом, ребенок ещё и правильно употреблять соответствующие термины должен. Знакомство с звуковым составом слова и словесным составом предложения. Не много хотим?

https://detsad435.ru/images/banners/69248262_664213754097806_6773798754755162926_n.jpg
https://detsad435.ru/images/banners/69248262_664213754097806_6773798754755162926_n.jpg

А в 6 - 7 лет: "... делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами;... читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов..." Может быть я консерватор, но я за то, чтобы этому учили в школе, практически весь первый класс. Я за праздник Букваря весной, в первом классе как было в моем детстве. И раньше многие не плохо читали ещё до того, как пошли в первый класс, но это было по желанию самих детей. Пусть детство будет детством.

Не очень понятно и с использованием в речи средств языковой выразительности: антонимы....многозначные слова...метафоры...эпитеты, гиперболы... Как будет преподноситься необходимость их использования в столь юном возрасте?

Вообще, создается впечатление, что к программе приложили руку филологи. Может быть это и не плохо, но необходимо учитывать то обстоятельство, что это программа для дошкольников. И уж если ставить такие задачи, то было бы не плохо позаботится о кадрах, которые будет всему этому учить.

Поразило формирование у детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет умения показывать инструмент ( один из 2 или 3 ). Причем не просто инструмент, а тот на котором взрослый исполнял мелодию. Особенно ввели с ступор приведенные в скобках примеры инструментов: дудочка, гармошка, флейта, барабан. Ну ладно барабан с гармошкой. Но отличить дудочку от флейты, по звучанию, в столь юном возрасте, это круто.

Знакомство с дымковской, богородской и другими игрушками в 2 - 3 года. Я обыватель, составителям программы видней, но кажется рановато.

4 - 5 лет ( далее привожу текст в том виде, в котором он существует в документе):" Слушание: педагог формирует навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца); педагог знакомит детей с биографиями и творчеством русских и зарубежных композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах; ..." Только мне кажется что построение предложения какое-то странное? Ну да ладно. Думаю, половина из вышеперечисленного навряд ли будет нужна, а главное интересна в таком возрасте. Понимаю, что есть желание вырастить всесторонне развитую, интеллигентную личность. Только смущают объемы знаний на определенный возраст.

https://rused.ru/irk-mdou142/wp-content/uploads/sites/74/2021/07/lgv03.jpg
https://rused.ru/irk-mdou142/wp-content/uploads/sites/74/2021/07/lgv03.jpg

С 3 лет предусмотрены лыжи, велосипеды и санки (хорошо, что учли возможности и климатические условия). Но все перечисленное целесообразней использовать в семье. Когда в группе под 30 и больше человек как раз остро ощущается нехватка санок, велосипедов и лыж. Их то для полного счастья и не хватает. К шести годам ещё и коньки есть.

Понравилось, что уделили место знакомству с туризмом. Даже то, как правильно укладывать рюкзак расскажут и покажут. И пусть организованный поход будет хотя бы до ближайшего участка. Можно и палатку поставить. С правильно уложенными рюкзаками, булочками с полдника и соком, мячами... Помню, когда старший сын был маленьким, собирались семьей на природу, а погода подвела. И мы пошли в поход дома. В комнате поставили палатку. Бутерброды, фрукты... загрузили в любимый грузовик сына и за несколько рейсов вывезли "на природу". Плед разместили на полу, сосиски поджарили на свечках.... Сыну за 20, в он помнит этот пикник до сих пор. Всё возможно, главное - настрой и желательно наличие тех, кто будет этим заниматься.

Выбор методов воспитания и обучения как и использование различных средств для реализации Программы, остаётся за педагогом. Если он достаточно компетентен, то всё прекрасно. А вот самостоятельное определение ДОО средств, для выполнения поставленных программой задач наводит на грустные мысли. Всё будет упираться в возможности ДОО. И что бы нам не говорили о доступности в равной степени всего необходимого для всех детей, понятно, равной степени не будет. И материальная база, и финансирование у ДОО разные. Получается что задачи и цели для всех одинаковые, некоторые очень даже нужные и полезные, но возможности реализации - разные, а соответственно и результат будет разным.

Есть упор на индивидуальные особенности и способности, желания ребенка. Думаю это приемлемо только в маленьких группах и при укомплектованности штата ДОО. О какой индивидуальности можно говорить, когда детей в группе больше 30 и нет второго воспитателя, от слова совсем? Какая тут индивидуальность? Какие лыжи? Какая педагогическая диагностика с ведением дневников?... Доглядеть бы за всеми, чтоб поели и не травмировались.

https://i.pinimg.com/originals/59/cd/a5/59cda57e1b084e849bad2b9d85d64b60.jpg
https://i.pinimg.com/originals/59/cd/a5/59cda57e1b084e849bad2b9d85d64b60.jpg

Порадовал пункт 24.13, вернее его начало :"При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов..." Очень интересно. А что делать преподавателю, который не успел еще накопить опыт при проведении той самой образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов?

А смена примерно раз в два месяца атрибутов и оборудования для детских видов деятельности, предусмотренная в п.25.6 Правил. Для возможности выбора свободной деятельности. Скажите, какое ДОО где 8 - 10 разновозрастных групп может себе позволить так часто менять атрибуты и оборудование?

Пунктом 26.3, помимо прочего, предусмотрено просвещение родителей, повышение их компетентности (правовой и психолого-педагогической) в вопросах воспитания детей, а также:"способствование развитию ответственности и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи... Хочется на всё это посмотреть, кто, что, да как будет повышать и способствовать.

Деятельность коллектива ДОО по взаимодействию с родителями включает анализ данных о семье, об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей). Кто этим будет заниматься? Как будет определятся уровень психолого-педагогической компетенции родителей?

Не буду рассматривать вопросы связанные с КРР в ДОО, если в учреждении есть возможность организовать работу по этому направлению, привлечь нужных специалистов, это здорово. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождения каждому нуждающемуся ребенку это хорошо. И я искренне рад за ДОО в которых есть педагогические и медицинские кадры для этой работы.

Согласно п.31.12 в оснащении могут использоваться элементы цифровой образовательной среды (кванториумы, мультстудии, роботизированные игрушки...). Где то, возможно, всё это есть. Напишите пожалуйста в комментариях, если у Вас всё это есть, мы за Вас порадуемся и будем знать, что такое возможно.

В Программе черным по белому написано: "32.6. В зависимости от возможностей, ДОО может создать условия....для видеотек, компьютерно-игровых комплексов, дизайн-студий... зимних садов...экологических троп на территории ДОО, музеев, тренажерных залов, фито-баров..." Если в зависимости от возможностей, понятно, будет не у всех.

Список рекомендуемой литературы содержит много произведений, знакомых не одному поколению граждан нашей страны. И это радует. Но показалось, что некоторые произведения ранее были рекомендованы для начальной школы. Хотя могу ошибаться. Приятно видеть в рекомендациях старые мультфильмы.

По кадровому составу. ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, это отражено в п.34.4 Правил. Если можете позволить, то будет и дворецкий. ДОО должна создать условия для получения дополнительного профессионального образования педагогов (не реже 1 раза в 3 года) за счет средств ДОО.

Режим дня, и иные процессы должны соответствовать СанПиНу1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, режим питания СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Интересно, как на практике будут организованы занятия по подгруппам. Где будут остальные дети на время занятий? С кем?

По перечню праздников я уже высказался ранее. Мое мнение - да гражданин должен знать и помнить государственные народные праздники, памятные даты. Но думаю не все из предложенных дат могут быть осмысленны детьми дошкольного возраста.

Не думаю, что в настоящее время возможна реализация данного документа. Идея - хорошая, очень многое похоже на программу Васильевой. А она, по моему мнению, была лучшей. Это было раньше, в другой жизни. Была другая страна, другие люди. И взгляды на жизнь были другие. Не думаю, что составив программу можно добиться целей и идей в ней заложенных. Необходимо изменить мировоззрение части граждан нашей страны, условия жизни. Необходимы квалифицированные специалисты, их нужно много. Это как в строительстве. Сначала необходим фундамент на котором будет строится дом. А для того, чтобы дом был прочным, уютным, любимым фундамент должен быть основательным. Без этого любая Программа - утопия.

Желаю Удачи!

Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.

Задать вопрос и записаться на консультацию можно здесь.

Больше полезной информации здесь.

Более подробно обо мне и моей деятельности здесь.