Найти в Дзене
ПИРогово

Уникальная архитектура ПИРогово

Мода на гольф и яхтинг зародилась в России еще в дореволюционные времена, но стала по-настоящему массовой лишь к началу 1990-х. Именно тогда в Москве и других крупных городах появились первые клубы для новоиспеченных гольфистов и яхтсменов. Эти увлечения требовали не только умения ходить под парусом и правильно держать клюшку, но и новых ландшафтов — яхтенных пристаней и полей с газоном особого типа.

О курорте ПИРогово: карта и инфраструктура | Курорт ПИРогово (pirogovo.ru)

Курорт ПИРогово отозвался на оба этих вызова: здесь, у берегов Клязьминского водохранилища, в 2000-е открыли поле на 9 лунок и яхт-клуб.

-2

Возможно, место не снискало бы большой известности — все-таки слишком элитистски, да и от центра Москвы далеко, — если бы не одно принципиальное отличие от прочих подобных территорий. С первых лет владельцы ПИРогово приглашали к работе наиболее мощных архитекторов и художников России и давали им максимум свободы. В результате сегодня на курорт приезжают не только ради отдыха и развлечений, но и на экскурсии — за 20 лет территория превратилась в музей современной архитектуры под открытым небом.

Пироговскую коллекцию составляют объекты Александра Бродского и Евгения Асса, Сергея Скуратова и Юрия Григоряна. Чаще других здесь работает мастер деревянной архитектуры Тотан Кузембаев.

Тотан Кузембаев
Тотан Кузембаев

По заказу владельца ПИРогово Александра Ежкова он создал более десятка построек — в том числе хрестоматийные «Красные гостевые домики» и дом «Слайс», названный по боковому крученому удару клюшкой для гольфа.

Дом "Слайс"
Дом "Слайс"

Для гольфистов у Кузембаева есть еще кое-что: открытое в 2007 году здание клуба. Как и большинство пироговских объектов, постройка практически целиком состоит из дерева. Она находится в нескольких минутах от главных ворот курорта, рядом с гольф-полем. Когда видишь ее впервые, кажется, что у нее совсем нет стен — крыша практически парит над газоном, открывая сквозные виды на сосновый бор и водную гладь. Выглядит как настоящее чудо, но на деле хитроумный эффект невесомости достигается очень просто: за счет безрамного остекления от пола до потолка.

Клубный дом
Клубный дом

Внутри — единое пространство, похожее на большую уютную гостиную. Почти 700 квадратных метров под 18-метровыми сводами. Часть предметов интерьера — авторские и разработаны специально для этого здания. В центре зала находится главный арт-объект — беломраморная барная стойка ресторана «Домино», придуманная бумажным архитектором Юрием Аввакумовым. Это самая большая инсталляция в серии его работ из игральных костяшек. Рядом «парящий» камин — также авторства Кузембаева.

Технические и служебные помещения убраны в подвал, и там же находятся туалетные комнаты — к ним ведет волнистая стена, покрытая дубовыми досками. За счет этого в главном зале избежали массивных перекрытий и впустили внутрь максимум света и воздуха. Солнце беспрепятственно льется внутрь со всех четырех сторон и сквозь скошенную гребенку световых фонарей в кровле. Лучи создают мягкую игру рефлексов на полах из белого камня, а в холодный сезон перекликаются с отражениями пламени в камине.

Загородный ресторан Домино | Ресторан в Подмосковье ПИРогово (pirogovo.ru)

Архитектура Тотана — всегда про стремление к полной гармонии с пейзажами и скрупулезный контроль над каждой деталью. «Главный архитектурный принцип построек — идеальный синтез с окружающей природой. У нас запрещено выкапывать хоть одно лишнее дерево или как-то еще изменять ландшафт», — говорил архитектор в одном из интервью о Пирогово.

Вот и здание гольф-клуба аккуратно вписано между пироговскими соснами и березами, словно само собой выросло между ними. А колонны, которые поддерживают массивный козырек террасы, зарифмованы с древесными стволами по толщине и цвету. На заборы, кстати, тоже наложен мораторий, объяснял Кузембаев. Максимум — живая изгородь.

Архитектура Кузембаева хороша сама по себе — но особенно хороша в сочетании с идеально выверенным газоном гольф-поля. Это чувствуют все, кто здесь оказался, вне зависимости от умения обращаться с клюшкой и прочим инвентарем. Эта архитектура, которая учит по-новому наслаждаться деревянной архитектурой — и игрой в гольф, конечно.