Найти тему
ActaCinema

«Джокер»: деклассированным элементам

Тодд Филлипс четыре года назад снял своего «Таксиста», выставив его современной аудитории в виде «Джокера». Кто бы знал, что сегодняшнему поколению покоробят психику настолько, что от затянувшейся трагедии захочется шутить.

Кадр из фильма «Джокер»: https://images.kinorium.com/movie/shot/1626395/h280_48915678.jpg
Кадр из фильма «Джокер»: https://images.kinorium.com/movie/shot/1626395/h280_48915678.jpg

Давайте честно, наверняка большинству зрителям к 2019 году уже надоело постоянство кинокартин Марвел в кинозалах. Тем более что чем дальше продолжались съемки новых частей фильмов, тем меньше сходств с реальностью они начинали иметь. Все отсылки к террористическим актам, бессмысленным войнам и удручающей социальной системой уходили на второй план, зачастую заменяясь на толерантность, уважение и психологические травмы.

Вот только одной толерантностью качество жизни людей не поднимешь, а истинного убожества не раскроешь. Тодд Филлипс, следуя мастерам «Нового Голливуда», острием ножа вскрывает и так выпирающие пороки общества, и его главенствующей системы. В отличие от своих предшественников, режиссер ставит антигероя в роль неудачника, что заставляет сменить ракурс в отношении персонажа. Бэтмен остается для большинства «золотым» мальчиком, пока Джокер взращивает свою ненависть из неблагополучного замусоренного района.

Что «Таксист», что отечественный фильм «Брат» всегда казались широкому зрителю «своими» добрыми и честными персонажами, хотя на деле такими не являлись. Джокер Тодда Филлипса примерно из этой же категории героев, людей из социума, а не иллюстраций комиксов, только угнетенный с самого рождения. Герои Скорсезе и Балабанова были покалечены войной и крахом традиционных ценностей. Им не нравились изменения, предшествующих в их странах, и они оба пытались вернуть комфортную и понятную для них среду обитания.

Кадр из фильма «Джокер»:https://images.kinorium.com/movie/shot/1626395/h280_48916221.jpg
Кадр из фильма «Джокер»:https://images.kinorium.com/movie/shot/1626395/h280_48916221.jpg

Джокер, а точнее будет сказать Артур Флек, в исполнении Хоакина Феникса психически неуравновешен, слишком слаб и доверчив. Его мир состоит из низкооплачиваемой работы клоуном, постоянных издевок со стороны начальства, злых школьников и коллег, давления агрессивного социума и больной матери. Он не видел «нормальной жизни», у него нет хороших воспоминаний, нет хоть минимального понятия о порядке и справедливости. Поэтому сочувствовать Артуру в первую половину фильма намного легче, нежели в вышеперечисленных примерах.

Это сочувствие проявляется за счет знакомых нам знаков и символов, которые программируют в том числе и наше несчастье. Здесь и плохое благоустройство грязного Готэма, который преобразился в отчетливый Нью-Йорк, ужасные жилищные условия, преступность и яркий фон телеэкрана, с «успешными», «добрыми» и «порядочными» миллионерами и ведущими вечерних ток-шоу. Круговорот телевидения, придуманного в США, и так успешно внедренного в другие страны, в первую очередь разработано для красивой картинки и пропаганды, призванной заменить реальность. Вот и Артур, после тяжелого дня приходит домой, чтобы увидеть своего кумира, ведущего вечернего шоу Франклина Мюррея. Для него этот человек из телевизора единственный пример подражания – юмор, обаяние, какое-то добродушие. Артур мечтает попасть к нему на представление, услышать, что о его непримечательной жизни кто-то узнает, скажет теплые слова, поддержит. Проще говоря, телевизор является для Артура такой же терапией, как и таблетки.

Но в один момент, еще один небезызвестный герой теленовостей, также медиамагнат Томас Уэйн собирается выдвигаться на пост мэра Готэма, заявляя, что знает, какие нужны городу изменения. Изменения реализуются по форме «богатые пожимают, бедные помирают». К слову, Артур опять становится потерпевшим, так как его клинику закрывают, и оставляют психически нездорового человека без таблеток. Череда неприятных новостей не прекращается. Пытаясь выяснить правду о свое отце, Артур узнает, что он приемный, а в детстве подвергался насилию.

Кадр из фильма «Джокер»: https://ru.kinorium.com/1626395/gallery/?photo=48915937
Кадр из фильма «Джокер»: https://ru.kinorium.com/1626395/gallery/?photo=48915937

Сломленный Артур начинает свое преображение в Джокера. Без таблеток, агрессия уже не лечится, а смех, ранее исходившей от боли, вырывается наружу после ужасных преступлений. Теперь для Джокера вся трагедия – это комедия, на этом строится образ, который тут же притягивает тысячи сторонников. Мир становится зеркальным, понятия перевернутыми, ориентиры сбитыми. Теперь он точно ответил на свой вопрос – он не сходит с ума, это мир чокнутый, который не оставил в адекватном состоянии и тебя.

Вот он – неудачливый комик и звезда провалов, которого пригласил к себе Мюррей, чтоб высмеять на всю страну. Именно тут ставится точка всего высказывания фильма. Угнетенный не понимает шуток человека в студии, как и человек в студии не понимает шуток угнетенного гостя. Шаблонный юмор шоу, где заранее обговорено, что смешно, а что нет – срывает красные шторы. За кулисами идет война, потому что такие же Мюрреи и Уэйны не высовывают своего носа дальше своих 5-метровых заборов, подле особняка.

Но если мы говорим об ужасных властителях, то не стоит забывать в кого превратился Артур Флек, а именно в еще один авторитетный оппозиционный символ, принесший разруху и жертвы. Становясь в одни ряды с преступниками в борьбе за справедливость «Джокер» раскрывает страшную правду, что зло есть во всех нас, и только дорвавшись до малой власти из-за справедливости или нет, человек сразу начинает передел в пользу своих взглядов. Правящие станут рабами, а рабы правящими – но цепочка не прервется, они по кругу будут угнетать друг друга. Как вы думаете, можно ли с такой системой взрастить здоровое общество?