Найти тему
История моды с Марьяной С.

Дамские доломаны

Ах, какой чудный романс был в сериале "Чёрный ворон"...

То полымем, то холодом в очах стоит туман,
Мелькнул в окошке золотом расшитый доломан...

Так вот, друзья, нынче - о доломанах! Но не о гусарских мундирах, а о дамской верхней одежде. Я уже писала когда-то о любви дам к военной форме и как она преломлялась в моде начала XIX века, а сегодня посмотрим на ещё один пример.

Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова, Орест Кипренский, 1809. (с) Из коллекции Русского музея
Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова, Орест Кипренский, 1809. (с) Из коллекции Русского музея

Дам можно понять! Уж очень хороши гусары в своих костюмах. Даже в наше время дизайнеры то и дело обращаются к этой теме. Однако если современные женские жакеты-доломаны действительно напоминают, собственно, куртки гусар, то вот тогда, во второй половине XIX века, от доломана в новом виде женской верхней одежды осталось немногое.

Во-первых, собственно, название – доломан. А, во-вторых, отделка шнуром. Но если в настоящих доломанах она была контрастной по отношению к цвету сукна, то в дамских доломанах её делали в тех же тонах. А иногда добавляли и отделку мехом – как у ментика.

Дамский доломан, 1860-70. (с) Из коллекции Метрополитен-музея
Дамский доломан, 1860-70. (с) Из коллекции Метрополитен-музея

Выглядели же дамские доломаны по-разному, в зависимости от того, какой год на дворе, но в целом походили на другие типы женской одежды, всевозможные манто и мантелеты – то есть окутывали фигуру, не подчёркивая её. И, как правило, у доломанов были довольно широкие рукава, ещё и расширяющиеся книзу. Соответственно, спереди доломан выглядел как жакет, а сзади как накидка.

Слева - иллюстрация из модного журнала за 1876, справа - доломаны 1870-х. (с) Из коллекции Метрополитен-музея.
Слева - иллюстрация из модного журнала за 1876, справа - доломаны 1870-х. (с) Из коллекции Метрополитен-музея.

Доломаны подержатся в дамском костюме довольно долго. Они будут меняться со временем. Например, в первой половине 1870-х и почти все 1880-е дамы будут носить турнюры – специальные накладки, которые крепились сзади, чуть пониже талии, так что юбки сзади становились очень выпуклыми и пышными. Соответственно, и верхнюю одежду нужно было делать с учётом этого силуэта. И доломаны тоже делали соответствующе – либо короткие, доходившие до этой выпуклости, либо сильно расклешённые пониже талии, чтобы красиво ниспадать складками кверху. Ну а когда в 1890-х турнюры вышли из моды, то женские доломаны удлинились и стали напоминать пальто, порой уже и без отделки шнуров, только с расширенными рукавами. Да, конечно, опознать тут гусарский доломан как источник вдохновения довольно сложно, но, поверьте, так оно и есть!

Слева - доломан, ок. 1885, (с) из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес. Справа - доломан, 1880-е, (с) из коллекции Джона Брайта. Кстати, принадлежал до этого Хелене Бонэм-Картер!
Слева - доломан, ок. 1885, (с) из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес. Справа - доломан, 1880-е, (с) из коллекции Джона Брайта. Кстати, принадлежал до этого Хелене Бонэм-Картер!

Словом, дамы взяли мундир... И переделали его под себя. И правильно!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!