Найти тему

О домашней сметанке, бабушках и скрепах

Недавние сообщения российских СМИ о том, что 90% закваски, используемой при изготовлении сметаны и сыра – импортного происхождения, многие россияне встретили равнодушно и даже оптимистично:

«Подумаешь, наши бабушки прекрасно обходились без всяких заквасок! Домашняя сметана готовится просто, сливкам надо постоять два дня – и такая вкуснота!»

Хочется напомнить таким оптимистам, что «вкуснота» получалась в натуральном хозяйстве, в количестве килограмма-двух, где есть корова, которую кормят и доят. А когда речь идет о промышленных масштабах, о десятках тонн сметаны – это уже совсем другая картина. Заквасить такое количество молока «домашним» методом нереально, при этом надо помнить о коротких сроках годности молочных продуктов. Если закваска на самом деле не нужна – чего ж без неё никто не обходится в промышленном производстве?

Не стоит рассчитывать на то, что деревенские хозяйки нас сейчас быстренько обеспечат домашней сметанкой, вкусным сыром и простоквашей. Государство сделало все, чтобы люди сбежали из деревни в город, а поголовье скота многократно сократилось. Вспоминать деревенских хозяек и бабушек, которые с 60-х годов по 80-е держали по 2-3 коровы, в корне ошибочно: в советское время было фактически легализовано содержание скота за счет колхоза. Во всяком случае, корм, то есть фураж брали, сколько требовалось, и на это всегда закрывали глаза.

Позже в 90-е и нулевые, корма были еще хоть боле-менее доступны по цене, а сейчас цены на фураж и зерно взлетели до такой степени, что многие жители села отказались даже от свиней, содержать которых гораздо проще и дешевле: поросенка берут весной, летом его подкармливают травой и овощами с огорода, а к холодам уже закалывают на мясо. Корове же круглый год нужен корм, и гораздо больше, чем свинье. Закупочные же цены на молоко – были и остаются откровенно грабительскими.

Поэтому если у вас есть возможность переехать в деревню и лишние две сотни тысяч, чтобы построить и утеплить коровник (а лес-то нынче золотой стал!), купить корову, корм для неё, и если вы ещё справитесь с дойкой – ну что ж, остается вам только пожелать приятного аппетита. Тем же, у кого таких возможностей и средств нет – не исключено, что вскоре придется привыкать к острому дефициту кисломолочных продуктов.

С конца прошлого года стали появляться тревожные сообщения о падении на 40% фармпроизводства и грядущем дефиците лекарств. К этим новостям большинство граждан России, кто только не страдает серьезными хроническими заболеваниями и не зависит от наличия в аптеках необходимых препаратов – отнеслись весьма легкомысленно, тут же вспомнив бабушек, которые

«Прекрасно жили раньше, когда не было этой химии, лечились травами – и не болели».

Любят у нас при каждом удобном и неудобном случае вспоминать бабушек, раскрашивая их жизнь розовыми красками… Почему-то никто не желает вспоминать цифры смертности, особенно детской, в XIX веке и в начале XX, когда «обходились без химии». То, что из 10-15 детей выживало 2-3, было нормой. Пневмония, кишечные болезни – от которых сегодня многих благополучно вылечивают – косили людей тысячами.

До изобретения главной «химии» нашего века – антибиотиков – любая рана, даже не опасная сама по себе, могла вызвать лихорадку, то есть сепсис, и привести к летальному исходу. Смерть от родов, то есть – от заражения крови при родах – была обыденностью. Тем, кто уверен, что «травы» всесильны, хочется сказать: попробуйте вылечить гнойную ангину или ту же пневмонию отваром ромашки и шалфея. Да и вообще – любым отваром, без уколов или таблеток пенициллина. А ведь многие антибиотики, особенно детские – импортного производства или же делаются из импортного сырья. Я считаю, что возможный дефицит лекарств – это катастрофа. Плюс – крайняя недальновидность, огромный минус руководству страной.

Все эти призывы к бабушкиным скрепам мне всё чаще напоминают роман Джона Уиндема «Отклонение от нормы» (или «Хризалиды»). Там люди возвели в культ человеческий облик и облик животных и растений, которые были раньше – до ядерной войны. Родившихся хоть с малейшими отклонениями детей – не считали людьми, стерилизовали и выбрасывали из общины, вынуждая вести практически первобытный образ жизни в дикой природе. Животных и растения с отклонениями, будь то даже богатый урожай – сжигали. Этот жуткий мир похож на что угодно – на концлагерь, на бандитское логово, на сборище лицемеров и моральных уродов – но только не на человеческое общество. Жить в таком мире – брррр! – благодарю покорно! Лично мне куда милей город, населенный сплошь Отклонениями (по понятиям того общества), до которого герои романа добираются в финале.

А началось всё с «так было у наших предков».

Жизнь не должна застывать на месте, тем более – двигаться назад. Если такое случается – это не повод для гордости.

Ставьте лайк, если согласны с автором. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!