#психологияпотребления
#психологияцвета
По первому образованию я pr-специалист, по последнему Арт-терапевт и вот на стыке этих двух областей появляется очень интересное к изучению явление: Психология цвета!
Начнём нашу экскурсию с небольшой Лекции:
Психология цвета — это эмпирическая наука, которая изучает влияние цвета на мышление, чувственное и психоэмоциональное восприятие действительности.
Наука изучает именно субъективную сторону цветовосприятия, не связанную с научными знаниями оптики. То есть мы сегодня будем говорить НЕ о физике цвета.
Одним из главных постулатов психологии цвета является утверждение о том, что у цвета, как и у личности, есть свой характеры. Одни способны возбуждать, подавлять, раздражать; другие - облагораживать, возвышать, убеждать, лечить.
Доказано, что цвета самым непосредственным образом задействованы во многих биохимических и физиологических процессах, протекающих в организме человека. Они могут повысить или понизить давление, изменить частоту дыхания, создать ощущение озноба или тепла, усилить голод или чувство насыщения, вызывать агрессию или спокойствие, улучшить память или внимание.
Перед тем, как раскрыть вам некоторые секреты маркетологов, которые первыми побежали в эту область знания для того чтобы эффективнее влиять на наши с вами умы и побуждать нас потреблять, покупать и любить бренды, я хочу предложить вам такую игру «Цветовые ассоциации»:
Возьмите 5 любых цветов, например:
- Желтый
- Зелёный
- Красный
- Голубой
- Чёрный
И попробуйте почувствовать и определить их
1. температуру ( в градусах Цельсия)
2. вес ( в килограммах)
3. качества характера этого цвета (например: спокойный, рассудительный, страстный, вспыльчивый)
Свои ответы можете записать в комментариях!
Итак, продолжим:
Исследования доказали, что 80% цвета «поглощается» нервной системой, а 20% – зрением. Цветовой тон способен влиять на чувства, а не на логику - ведь цветовые решения воспринимаются правым полушарием мозга, которое отвечают за образное мышление, творчество, процесс креации нового.
Между цветом и восприятием имеется определенная зависимость. Подлинно установлено, что каждый цветовой тон имеет подсознательные ассоциации.
Следовательно, изучение этой темы - это “musthave” для маркетологов, которые должны учитывать то, как цвет способен вселять ощущения комфорта и умиротворения, привлекать или отталкивать, тревожить или возбуждать для упаковки брендов.
#исследования
Исследователи проанализировали несколько экспериментов и узнали, какие цвета и оттенки вызывают наибольший отклик.
Например, выяснилось, что к чёрно-белому контенту аудитория испытывает меньший интерес, чем к цветным изображениям. К такому же выводу пришли эксперты компании Xerox которые узнали, что цветные материалы в деловых документах увеличивают продажи на 80%.
Дизайнер Джо Холлок в начале 2000-х годов запустил исследовательский проект, чтобы понять, как люди реагируют на разные цвета. Он тестировал участников разного пола и возраста. По результатам Холлок смог выделить любимые и нелюбимые цвета у разных групп людей и понять, какие ассоциации они вызывают.
Определили, например, что синий цвет одинаково популярен среди мужчин и женщин разного возраста — большинство опрошенных назвали его любимым цветом.
А самыми нелюбимыми оказались коричневый и оранжевый цвета.
Некоторые оттенки оранжевого могут выглядеть дёшево, поэтому цвет нередко используют для товаров с невысокой ценой.
Также в 23% женщин назвали фиолетовый любимым цветом, а среди респондентов-мужчин любителей этого цвета вообще не нашлось.
Поэтому фиолетовые, лиловые, сиреневые оттенки чаще используют используют для женской аудитории, чтобы сделать акцент на мягкости, нежности, игривости и очаровании.
Дженнифер Аакер, профессор психологии Стэнфордского университета, ещё в 1997 году провела исследование потребительского поведения и вывела модель индивидуальности бренда.
Она измеряла «личность бренда» на основе пяти характеристик личности человека: искренности, эмоционального возбуждения, компетентности, утончённости и жёсткости.
По результатам эксперимента сложилась модель индивидуальности бренда — она показывает взаимосвязь между фирменным цветом и впечатлением, которое он производит на аудиторию.
Аакер считала, что люди делают выбор в пользу компаний, близких им по духу.
По ее мнению, всегда есть только одна доминирующая черта, которой можно охарактеризовать бренд, а также может быть ещё один признак — вспомогательный. Если опираться на эту теорию, то правильный выбор корпоративного цвета поможет компании привлечь аудиторию, которой близки ценности бренда.
Подробнее об этих и других исследованиях вы можете прочитать здесь:
© Александра Смелова - арт-директор журнала «ASK.Life»