Найти в Дзене
Моя исторія

Анджолина Бозио: С русским морозом трудно сладить полуденным розам

А ведь доктор предупреждал её - поездка в Москву опасна. Мадам нездорова, её хрупкий стан то и дело сотрясают приступы кашля, бьёт лёгкий озноб. Русский март только формально весенний месяц, морозы стоят вполне зимние, а стало быть, сквозняки в вагоне, как ни кутайся, за время многочасовой поездки в Москву из Петербурга и обратно могут непоправимо навредить здоровью.

Анджолина Бозио
Анджолина Бозио

Но как же отказать московским антрепренерам и потерять несколько тысяч рублей гонорара? Да и великосветские концерты во время Великого поста совсем не то же, что участие в спектакле - в богатых салонах Московского дворянства театральных сквозняков не будет. Всего несколько концертов не будут утомительными, но принесут хороший доход.

Панайотис Ксиндавелонис, супруг и агент Анджолины, мягко подталкивал жену к правильному решению - надо ехать, терять выгодный ангажемент не дело. Анджолина, семь лет назад ставшая женой и единственной певицей в семейном оперном агентстве Ксиндавелониса, по привычке во всём полагалась на деловое чутьё мужа. Панайотис умудрялся находить для жены самые выгодные контракты с невиданно высокими гонорарами. Ксиндавелонис умело строил карьеру жены - он не делал из неё «звезду на замену», когда из ниоткуда выскакивает вдруг на сцену неизвестная певица, заменяет внезапно заболевшую примадонну и дебютирует с огромным успехом. Нет, карьера Анджолины развивалась постепенно, размеренно и очень разумно - от партий для лирического сопрано Анджолина постепенно двигалась к ролям для драматического сопрано, и к началу 50-х годов её голос приобрел уверенность, красивейшие средние ноты, большую редкость для сопрано, прекрасные верха были не слишком громкими, но звучали красиво и были уверенны. Анджолине удалось избавиться от главного своего недостатка - исчез напор, с которым она извлекала звук в начале каждой фразы, её пение стало достаточно уверенным, но без простящего форсирования. Музыкальную фразу Бозио начинала уверенно, радовала красивый серединой, а когда брала верхние ноты, голос её уходил в пьяно и как будто улетал, как бы сходя на нет. По описанию современников её голос практически копировал манеру великой Кабалье. Или наоборот.

Анджолина Бозио
Анджолина Бозио

Её вокал вызывал «симпатию», которая в классическом вокале явление редкое. Умнейший подход к развитию карьеры принес свои плоды - принятая благосклонно, но без восторга Джильда, спетая настолько мастерски, что публика назвала эту партию «лёгкой», что конечно же не так, дала возможность плавно перейти к труднейшей Леоноре из Форцы, а это уже была сенсация.

Но главный плод умелого движения к пику певческого успеха был ещё впереди. По всей Европе тогда обсуждали новую оперу Верди о горькой судьбе знаменитой парижской куртизанки и её трагической кончине. В 1855 году Травиата наконец добралась и до главной сцены России, и без сомнения, петь её должна была Бозио.

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди

20 октября 1855 года в Мариинском театре как будто взорвалась бомба. Великолепная музыка Верди, сама по себе безумно эмоциональная, в интерпретации Бозио повергла слушателей в шок. Весь Петербург только и говорил о Бозио и её Виолетте - она первая Травиата в России. Аристократы восхищались фантастической техникой владения голосом, разночинцы - её актерским мастерством. Критики единодушно сошлись в мнении - Бозио необыкновенно хорошо удаются сцены смерти, её высокие пьяно улетали в заоблачные высоты и до дрожи напоминали последний вздох.

Билеты на Бозио было не достать, это описал Чернышевский, вложив укор в уста Веры Павловны - разве можно попасть на Бозио в день спектакля? Всеобщее поклонение, феномен Бозио - исторический факт. Её любила царская семья, Александр II и Мария Александровна, ещё со времен коронационных Пуритан в Большом театре, того самого спектакля, изображение которого красовалось долгие годы на бумажных билетах в ГАБТ.

-4

После Травиаты Бозио стала императорской певицей с обязанностью петь на всех официальных концертах. Знаменитому Питерскому ювелиру заказан массивный золотой браслет с медальоном - знак признательности императорской четы, всего лишь одних из многих преданных поклонников Бозио.

Она была любима всеми - студенты обожали её за непревзойденные романтические чувства, которыми было пронизано её пение, князья и графы - за феноменальное владение вокалом, разночинцы - за всё вместе. То самое общее впечатление, как в современном фигурном катании, техника и артистизм, в Бозио видимо зашкаливали. А как же иначе объяснить небывалый успех Анджолины, потеснившей Виардо и

Полина Виардо
Полина Виардо

других знаменитых гастролёрш даже в сердце влюблённого Тургенева? Какая удивительная должно быть харизма была у этой непривлекательной женщины с некрасивыми ушами, что из всей огромной аудитории её ненавидела одна лишь Панаева? Впрочем, Авдотья вполне оправдывала свое простецкое имя, не сказав ни одного доброго слова ни о ком, прямо как завистливая вороватая горничная, пойманная на краже хозяйкиных перчаток.

Авдотья Панаева
Авдотья Панаева

Даже Серов, люто ненавидящий Верди, а заодно и всех, кто его исполнял, покорился таланту Бозио, признав, что хороша и опера, и певица.

Панаева называла Бозио скупой. Так ли это? Десятки благотворительных концертов для нищих студентов - что бы произошло, откажись она петь бесплатно?

Возможно Панаева люто завидовала, нелепо обвиняя Бозио в том, что та закопалась в русском золоте? И опять из слов Авдотьи торчат уши злобы и зависти, гораздо более уродливые, чем некрасивые уши самой Бозио - литераторша обсуждает, вернее, осуждает, любовь к Бозио графа Орлова. Желчно описывает подробности, как будто это при ней, сидящей с хозяйкой за утренним чаем, Бозио открывала коробку шоколада от графа Орлова, и видит под слоем конфет на дне бриллиантовое ожерелье или роскошные жемчуга.

Алексей Федорович Орлов
Алексей Федорович Орлов

Алексей Федорович Орлов был самым преданным поклонником Бозио. Великая личность, из тех самых столпов эпохи, незаконный сын Федора Орлова, одного из легендарных братьев Орловых. Некоторые «исторические» источники шёпотом называют Алексея незаконным сыном Екатерины Великой. Если учесть, что Екатерина родилась в 1729, то в 1786, когда родился Алексей Фёдорович, ей уже исполнилось 57 и она давно устремила свои любовные взоры в сторону более молодых не-Орловых. Однако как бы там не повернулись гены, императрица незадолго до её кончины даровала и своим внебрачным детям, отданным на воспитание Фёдору Григорьевичу Орлову, и его побочному сыну от неизвестной любовницы, дворянское достоинство.

Алексей был удивительно умён и талантлив. Воин, дипломат, друг императора Николая и член ближнего круга его сына. Единственный, кто мог входить к императору без доклада, множество часов провел с монархом рядом с заветной чернильницей за государственными прожектами.

Именно граф Орлов отговорил Пушкина от поступления на военную службу и, возможно, мы должны благодарить именно его за то, что солнце русской поэзии не шлепнули где-то в глуши при подавлении военного бунта.

Именно граф Орлов читал вслух солдатам текст присяги императору Николаю на Сенатской площади вместо струсившего капеллана.

На момент приезда в Россию Бозио граф Орлов - шеф Третьего отделения тайной полиции, Политической жандармерии, всесильный друг императора, как мальчик, влюбленный в актрису.

И куда что девается? Храбрый обладатель золотого оружия, кавалер ордена Андрея Первозванного, в театральном зале вёл себя, как подросток - посылал на сцену воздушные поцелуи, жестикулировал, строил страстные гримасы.

А Бозио замужем, причём узы брака крепче цепей - Панайотис ведёт все дела Анджолины, разбирается в контрактах, умеет выбивать для неё высокие гонорары, владеет искусством пиара - слава Бозио летит впереди неё, певице лишь остается явиться во всем блеске своей славы в очередной город.

Граф Орлов женат, имеет сына, красив и грациозен, как молодой, я так и не смогла понять, каковы были его намерения и на что он надеялся? Вряд ли страх перед шефом политической полиции и друга императора пугали Бозио, желая она отказать поклоннику, к тому же, по мнению современников Орлов был порядочным человеком и принуждать актрису не стал бы. Да и от дорогих подарков Бозио не отказывалась, что было явно весьма приятно её алчному супругу.

Обе столицы тихонько шептались о странной прихоти графа, которому было уже далеко за… Страсть к певице почти втрое моложе - к женщине или к её голосу? Для меня и это осталось тайной.

Конец истории был трагическим. На обратном пути из Москвы Бозио все-таки простудилась. Как ни укутывай горлышко пьемонтского соловья в русские соболя, не поможет - от судьбы и мартовских морозов не уйти. В апартаменты в доме Демидова на Невском Анджолина приехала уже в опасной горячке. Её не стало в последний день марта.

В день похорон в городе творилось невероятное - толпы рыдающих поклонников осаждали дом на Невском, куда они приходили в последние дни в надежде прочесть хорошие новости в бюллетене здоровья Бозио на двери, как когда-то ловили новости о раненом Пушкине.

В костёле святой Екатерины на Невском соорудили эстраду, последнюю сцену Бозио. Испуганный невиданным наплывом людей полицмейстер приказал перекрыть подходы к костелу, но никаких волнений не произошло, рыдающая толпа молча двинулась на католическое кладбище к Арсеналу. Студенты несли скромные букетики, аристократы прислали роскошные венки, все как при жизни, но вместо сцены цветы упали на свежую могилу.

В день похорон случилось невероятное - граф Алексей Орлов, могущественный шеф жандармов, бросился на могилу Анджолины и зашёлся в рыданиях. Какой конфуз, однако.

После смерти Бозио произошло несколько странных событий. Безутешный вдовец проявил потрясающую практичность и распродал вещи любимой супруги по заоблачным ценам. Панайотис умудрился продать даже сломанный гребень. Злая Панаева тут же высмеяла небогатого покупателя, выложившего червонец за обломок, заявив, что это была расческа не Бозио, а её горничной.

Памятник - кенотаф работы Пьетро Косты в Александро- Невской лавре, куда были перенесены останки Анджолины Бозио после уничтожения католического кладбища на Выборгской стороне. Бюст Бозио обнимает Богиня Музыки
Памятник - кенотаф работы Пьетро Косты в Александро- Невской лавре, куда были перенесены останки Анджолины Бозио после уничтожения католического кладбища на Выборгской стороне. Бюст Бозио обнимает Богиня Музыки

А граф Орлов после потери своей Бозио сошел с ума и вскоре умер. Я бы назвала любовь этого немолодого человека к 28- летней сопрано одержимостью. В театре ещё не такое бывало.