Тайвань провел испытательный пуск ракеты, которая, как сообщается, способна поразить материковый Китай, и разрабатывает беспилотные летательные аппараты для обеспечения возможностей ISR (разведки, наблюдения и рекогносцировки) для целей целеуказания. Но за новым ракетным арсеналом Тайваня большой дальности может скрываться ошибочная стратегия «сдерживания путем воспрепятствования».
На этой неделе газета South China Morning Post (SCMP) сообщила, что Тайваньский национальный институт науки и технологий Чун-Шаня (NCSIST) провел испытательные пуски возможной версии крылатой ракеты с увеличенной дальностью действия Hsiung Feng 2E со своей базы Цзюпэн, самый южный округ острова Пиндун. SCMP сообщает, что Тайвань испытал ракету в воздушном пространстве от острова Грин и острова Орхидея на северо-восток до округа Илань, пролетев 300 км с севера на юг на высоте 30 км. Кроме того, источник отмечает, что Hsiung Feng 2E имеет дальность полета 1200 км, что достаточно, чтобы поразить Циндао на восточном побережье Китая и Ухань в центре.
Источник указал на то, что, хотя NCSIST отказался назвать испытанную ракету, неназванный военный наблюдатель сказал, что это может быть новая ракета Hsiung Sheng. Он также заявил, что в этом месяце будет еще четыре теста. В дополнение к испытаниям нового типа ракеты, SCMP сообщил, что NCSIST тесно сотрудничает с тайваньскими компаниями, производящими гражданские беспилотники, над созданием пяти разведывательных беспилотников для использования их в военных целях. Источник отмечает, что эти модели представляют собой авианосные и наземные разведывательные миниатюрные дроны. В SCMP отмечают, что серийное производство этих беспилотников может начаться в следующем году после испытаний на производительность и эффективность. Также сообщается, что NCSIST планирует заказать 30 000 таких дронов, при этом подрядчики должны доказать, что их дроны не содержат деталей, произведенных в Китае или финансируемых Китаем, по соображениям безопасности.
Asia Times ранее сообщала об усилиях Тайваня по созданию ракетного арсенала, способного поражать цели в глубине территории Китая. С 2004 по 2007 год NCSIST тайно разработала сверхзвуковую крылатую ракету Yung Feng с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, крылатую ракету Hsiung Feng 2E и баллистическую ракету Ba Dan. Эти ракетные проекты могут стать краеугольным камнем стратегии «змеиной ямы», подчеркивающей способность нанести ответный удар и повысить политическую цену попыткам Китая воссоединить остров силой.
Asia Times ранее отмечала, что обычное сдерживание является важным дополнением ядерного сдерживания, а в случае Тайваня — расширенного сдерживания. Оружие, такое как баллистические и крылатые ракеты, оснащенные неядерными боеголовками, становятся все более мощными за счет «информатизации» обычных ударных возможностей. Кроме того, обычное оружие более применимо в более широком диапазоне обстоятельств, обладает большей гибкостью, чем ядерное оружие, и не подлежит политическим ограничениям последнего.
«Сдерживание отрицанием». Учитывая все это, новые ракеты Тайваня являются частью усилий по совершенствованию своего обычного потенциала сдерживания в рамках стратегии «сдерживания путем воспрепятствования». Согласно аргументам Майкла Хунзекера и других экспертов из Центра Стимсона в 2018 году, Тайвань сталкивается с традиционной трилеммой сдерживания в своих трех возможных направлениях действий по сдерживанию конфликта Китая. По мнению Хунзекера, Тайваню необходимо противодействовать диверсионным действиям Китая в «серой зоне» с помощью фрегатов повышенной заметности и истребителей, но не провоцировать военный ответ со стороны последних. Кроме того, по его словам, Тайвань должен убедить Китай в том, что попытка вторжения будет неприемлемо дорогостоящей с использованием многочисленных средств выживания.
Тем не менее, последний, вероятно, будет использовать свой большой ракетный арсенал, силы специальных операций, средства кибервойны и другие средства для уничтожения вооруженных сил Тайваня перед вторжением. Более того, Хунзекер отмечает, что Тайвань может пойти по обоим направлениям, но имеет ограниченные ресурсы и поэтому вынужден будет идти на компромиссы. Чтобы сломать эту трилемму, Хунзекер говорит, что Тайваню следует принять стратегию «эластичного отрицания в глубине», которая влечет за собой принятие большего риска в связи с действиями Китая в серой зоне, уделение первоочередного внимания неприемлемым затратам в случае вторжения и подготовке к территориальной обороне и народному сопротивлению.
Учитывая стратегическую трилемму Тайваня и предложенную Хунзекером стратегию гибкого воспрепятствования в глубине, тайваньские ракеты большой дальности могут быть идеальным выбором обычного сдерживания, учитывая его ограничения. Тайвань, возможно, уже давно знает об указанной стратегической трилемме и помнит о преимуществах обычного сдерживания. Следовательно, он тайно разработал стратегию нанесения ударов на большие расстояния. В сочетании с возможностями космического разведки в режиме реального времени даже ограниченное количество этих обычных ракет может иметь стратегический эффект, поражая военные, политические и экономические центры.
Однако Тиффани Фам в июльской статье 2021 года для Университета авиации США отмечает, что, хотя тайваньская стратегия сдерживания в значительной степени опирается на ракеты, управляемые по спутниковым данным, космической инфраструктуры Тайваня недостаточно для конфликта с Китаем. Фан говорит, что на Тайване нет ни военного подразделения, занимающегося космическими операциями, ни программы запуска внутренних спутников, ни военных спутников. Кроме того, в долгосрочной перспективе Тайваню, возможно, придется полагаться не только на одну стратегию сдерживания путем воспрепятствования, основанную на ракетах с обычным вооружением.
В отчете Foreign Policy за май 2022 года Мелани Сиссон указывает на реактивный и бесперспективный характер стратегии сдерживания посредством отрицания. Сиссон говорит, что такая стратегия, основанная на демонстрации того, что Китай проиграет в военной конфронтации, ставит США и Тайвань в постоянную военную позицию, что делает реакцию под давлением более вероятной, чем обдуманную реакцию, подчеркивая провал результатов сдерживания путем отрицания в войне.
В соответствии с одним из предостережений, упомянутых Хунзекером, Сиссон говорит, что стратегия сдерживания путем воспрепятствования для Тайваня является дорогостоящей и самоограничивающейся, что вынуждает его стратегию национальной обороны быть сосредоточенной на сценарии с одной войной и заставит США отступить в вопросе развертывания своего военного потенциала и других инструментов национальной мощи.
Учитывая это, внимание Тайваня к ракетам с обычным вооружением для сдерживания путем воспрепятствования потенциально ограничивает его действия, поскольку ракеты имеют ограниченную оперативную и тактическую гибкость, учитывая, что они мало что могут сделать, кроме как сидеть и ждать цели. Кроме того, потенциальный чрезмерный акцент США на укреплении обороны Тайваня может привести к игнорированию других форм сдерживания помимо угрозы силой, таких как экспортный контроль, санкции, репутационные издержки и укрепление региональных партнерств и альянсов.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА