Мои впечатления от выставки «1922. Конструктивизм. Начало» я бы охарактеризовала словом «неоднозначно».
Если честно, до посещения выставки я мало что знала об этом направлении и всё подобное искусство не особо меня трогало. В общем я была далека от конструктивизма, но желание понять всё же присутствовало.
Поэтому ещё до похода в центр «Зотов» я заглянула в интернет и узнала, что:
«Конструктивизм — это стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XX века, возникший в России на платформе дореволюционного авангардизма»
«Характерными чертами конструктивизма или архитектурного авангарда как его ещё называют стали геометризм и строгость, <…> отказ от декоративных элементов прежних стилей, а главное функциональность»
Итак, выставка «1922. Конструктивизм. Начало» проходит в здании бывшего хлебозавода № 5 им. В.П.Зотова, которое и само является образцом промышленного конструктивизма.
Построенный по проекту инженера Георгия Марсакова в 1931 году хлебозавод теперь приобрел статус объекта культурного наследия. Реставраторы бережно отнеслись к его прошлому: где-то сохранили «родную» кирпичную кладку, а где-то оставили прежнюю штукатурку.
Движение в выставочном пространстве происходит по кругу, напоминая нам о кольцевом конвейере хлебозавода. А на 4-м этаже можно увидеть и сам барабан бывшего конвейера, облицованный белой глазурованной плиткой.
Выставка, посвященная зарождению конструктивизма, расположена на 2-м и 3-м этажах. Экспозиция 2-го этажа рассказывает о об истоках данного стиля.
Авангардное искусство начала прошлого века представлено не только экспериментами в живописи, но и поисками в других областях искусства: поэзии, музыке, театре.
Здесь можно увидеть, как у Казимира Малевича появилась его идея «Черного квадрата» во время работы над декорацией к опере «Победа над Солнцем».
Кстати, интересно, эта опера о полном разрушении старого мира и строительстве нового была создана ещё до революции 1917 года. Можете себе представить, с каким воодушевлением была встречена революция в этой творческой среде. Создавался и новый язык, и новый театр, и новая хореография. Стало ясно, что искусство не должно быть украшением, оно становится прикладным: плакаты, иллюстрации к текстам, декорации, проекты зданий, модели транспорта и тп.
Поэтому 3-й этаж, на котором представлено то, как на практике конструктивисты воплощали свои идеи, лично для меня был уже менее интересен. Хотя для развития общего кругозора полезно и послушать «Симфонию гудков» Арсения Авраамова, и посмотреть на универсальную биомеханику, разработанную Всеволодом Мейерхольдом для актеров, и познакомиться с архитектурными проектами. Конечно, всё это отражает своё время, когда в первые годы после революции существовало ощущение полной свободы и эйфория, которые, как известно, довольно скоро закончились и для многих трагически.
Изначально меня интересовало творчество Василия Кандинского, так как я была под впечатлением от его книги «О духовном в искусстве». Но к сожалению, на выставке представлена лишь одна небольшая его работа «Маленькие миры 1».
Она расположена в самом начале экспозиции для иллюстрации того, как ранние авангардисты пытались разложить искусство на отдельные элементы, чтобы затем связать их по-новому. Если у Кандинского это были точки и линии, то у Скрябина – его «прометеев аккорд», а у Хлебникова - буквы и слова.
Можно увидеть на выставке и «Черный квадрат», но не Малевича, а Николая Суетина.
Если вам захотелось побывать на выставке, напоминаю адрес:
Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
Выставка будет работать до 12 марта 2023 г.
Билеты: взрослый – 400р, льготный (дети 14-17 лет) -200р,
Дети до 13 лет, пенсионеры – бесплатно.
А если у вас нет возможности приехать на выставку, но вам интересны подробности, пишите в комментариях. Там реально много всего необычного – спрашивайте, о чем вам хочется узнать.
И только для моих подписчиков доступен закрепленный эксклюзивный пост «5 шедевров, которые не встретишь в музеях». Подписывайтесь, обновляйте страницу и любуйтесь!