«…и я смотрю в бездонные доверчивые глаза этой маленькой девочки и говорю ей: «Я тебя никогда не оставлю и мы будем с тобой вместе создавать наше красивое будущее..»
Знаете, что, на мой взгляд, является обязательным качеством психотерапевта, порой даже более важным, чем вся теория и практика вместе взятые? Умение видеть ребенка по взрослом человеке: робкого мальчонку с подбитым глазом в солидном, но очень подозрительном бизнесмене, егозу в бантиках в серьезной профессорше, которая ведет свой Тик-Ток, или испуганную малышку, спрятавшуюся от пьяного отца под диваном, в многодетной одинокой маме, которая ищет и никак не найдет свое профессиональной призвание. Задача психолога – не просто рассмотреть, но и услышать этого Внутреннего Ребенка, чтобы когда клиент откроется в достаточной степени, исцелить эту самую нежную и ранимую часть.
Жила-была девочка Алиса, и детство ее проходило в Королевстве кривых зеркал: после развода с отцом мама так сильно спешила замуж, что выскочила за пьющего Дона Жуана. Дон Жуан не только не стеснялся в открытую захаживать к соседкам и приставать к старшим сестрам Алисы, но и быстро пропил все, что было, и свое, и новоиспеченной супружницы. Сжимая платок побелевшими пальцами, и опустив глаза, Алиса вспоминает:
«Жили бедно, порой не было даже на масло, ели сухой хлеб, запивая водой. Мама экономила на всем. Я не смела попросить даже прокладки!»
А дальше, постоянные пьяные разборки мамы и отчима, унижения и гнетущее чувство безысходности.
«Мама вышла замуж за больного человека, тирана и абьюзера, забрала меня у бабушки и растила как траву. Кормила, одевала и все. Я плакала, страдала от одиночества, от скандалов, от жалости к маме от грусти по бабушке, и чувства ненужности никому. Сирота при живых родителях», - выдыхая сквозь сжатые зубы, с обидой говорит Алиса, крепко обхватив себя з плечи.
Черная дыра внутри становилась все больше и больше, пока в один день подросшая девушка не приняла решение: так жить она не будет! Она станет ТОЙ самой, роковой, соблазняющей, сводящей с ума, той, которая ничего не боится, и абсолютно свободна. И она надевает придуманную маску, вживаясь в новую роль, оттачивая игру до филигранного совершенства, и забывая, что даже самая идеальная маска - не есть суть. Сразу после школы, юная соблазнительница очень быстро находит «хорошую партию из обеспеченной семьи» и выходит замуж. Партия не сложилась, развод, и новый брак. Про измены знала, но закрывала глаза, периодически закатывая истерики из-за усталости, пустоты, отсутствия внимания! Спустя 5 лет - четверо детей, абсолютная финансовая зависимость, и, как выяснилось у мужа вторая семья. Алиса применила все, что знала и умела:
«Я решила вернуть его в семью, во что бы то не стало. Я не вынесу снова нищету. Дети были маленькие, выйти на работу не могла. Мою маму тогда посадили. Я убедила и его вернуться, манипулируя всем, что приходило на ум. Сила убеждения развита у меня хорошо, да и обострилась, потому, что надо было выживать!», - в голосе металл, в глазах холод и пустота, Алиса побледнела, как живой труп.
Алиса продолжала жить, постоянно убеждая, умоляя, соблазняя мужа остаться, давать деньги на содержание детей, дома и новые красивые сумочки и туфли, которых образовалась целая коллекция.
А далее, оказывается, что в маске, только на первый взгляд безопасно. Со временем она начинает давить, затрудняя дыхание, держать ее становится все труднее, роль истощает еще больше ту настоящую Алису, которая и без того сильно покалечена.
Простить мужа она не смогла. Постоянное состояние напряжения и тревоги, сжирающее изнутри, усталость от маски соблазнительницы, и захлестывающие непрожитые обиды на маму, отчима, мужей, несправедливый мир все чаще оголяли то, что было под маской соблазнительницы - видавший жизнь во всей ее грязи череп, который обличает всех и все, высокомерно, всезнающе. Это пугает, это сводит с ума, это делает невозможными любые отношения.
Но психолог видит дальше этого жуткого образа. Он видит ребенка, который плачет от усталости, он устал притворятся и носить вечную маску. В этой истории волшебным лекарством стала работа с субличностями. Напомню, что субличность рождается в момент травмы, именно тогда происходит раскол и рождается часть (модель поведения, набор убеждений), которая в последствии нас защищает. В данной кейсе мы ярко выявили три роли:
- Соблазнительницу, которая помогла Алисе выйти из адского круга родительской семьи, и далее привлекать мужчин,
- Голодный скелет, олицетворяющий насилие и ледяное детство, который пытается своими костлявыми руками вырвать хоть каплю любви у окружения, манипулируя, обличая и угрожая,
- Внутренний ребенок - маленькая девочка, которая очень хочет любви и одновременно боится от нее умереть. Ведь, если ее снова предадут, как в детстве, отвергающая мама, у нее не будет сил пережить это снова.
В работе с Алисой мы увидели всех, проговорили с каждой субличностью, выявили ее потребности то, что она делает для Алисы, таким образом, формируя у клиентки новое внутренее целостное ощущение себя. Мы все еще лечим внутреннего ребенка, каждый раз замечая его, отдавая тепло и любовь.
P.S. Спустя 12 лет брака, и 4 мес. психотерапии Алиса ушла от мужа, рискнув таки начать новую жизнь. С детьми помогает мама, которая во внуках теперь нашла смысл своей жизни. А Алиса вновь встретила мужчину.
«И Вы знаете, я могу ему прямо смотреть в глаза, долго-долго, не отводя взгляд. И точно также прямо говорить, что думаю, и что чувствую» - на этой сессии с сияющей улыбкой поделилась счастливая женщина.
P.S. Клиентский случай, имя и детали изменены. Опубликовано с разрешения
Психолог Елена Киселева, программы повышения квалификации, индивидуальное консультирование здесь
https://taplink.cc/elenakisselova