Макомы — это уникальный жанр в музыке Средней Азии (подвид ближневосточного жанра макам). Не следует его путать с народной музыкой: макомы с глубокой старины играли профессионалы, передавая навык от учителя к ученику. Они выработали сложнейшую традицию, отличную от европейской, но не менее тонкую и глубокую. В макомах записанная заранее мелодия сочетается с импровизацией. Интервалы бывают очень малыми, создавая ощущение плавности. Музыка свободно течёт как река.
В Среднюю Азию макомы пришли в 4 веке. Её развитию помогли мудрецы-мистики суфии и бухарские евреи (религия которых не относилась к музыке с подозрением). Из Бухары традиция перешла в Хорезм и Ферганскую долину. Хорезмский маком был ярче и добавил к старинным инструментам аккордеон. Ферганская же, или ташкентская школа была скромнее, создавала короткие произведения. В 19 веке в Хиве, столице Хорезма, создали особую танбурную нотацию для записи макомов. Тогда носители устной традиции были живы, они и создали эту запись.
Долгое время среднеазиатскую музыку не понимали и пытались подогнать под западные стандарты. А профессионалов традиционной музыки в 20 веке не стало. Но сейчас у неё начинается новая жизнь.
В 2010 году в Ташкенте, в Центре национальных искусств, где собираются многие мастера, презентовали книгу “Хорезмская танбурная нотация”. Оказалось, эти записи достаточно исчерпывающие, чтобы восстановить старинное искусство. Она фиксирует и мелодию, и метр, и композицию, и тексты вокальной части. Звук более чем столетней давности снова зазвучал — мелодии исполнили на рубабе, дойре, дутаре.
Сейчас среднеазиатскую музыку начинают изучать с пониманием принципов и уважением к традициям. Играть так, как играли в старину, и в то же время органично смешивать с новыми направлениями. Её можно услышать во многих местах — на фестивалях, концертах.
Приезжайте в Узбекистан услышать звук из глубины веков. Canaan Travel поможет вам добраться и найти где услышать его. А на сайте и в группе ВК вы прочтёте о других чудесах Узбекистана.