Компания «Рыба, рак и щука» обратилась к нам с не совсем финдиректорской задачей — вывести одного из собственников из бизнеса, причем так, чтобы без скандалов и интриг. В кейсе рассказываем, как помогли это сделать.
Возможно, компания «Рыба, рак и щука» существует, но в нашей статье это название выдуманное — чтобы сохранить конфиденциальность. Все остальное — чистая правда.
Разговоры не помогали
Компанию «Рыба, рак и щука» основали трое друзей, которые решили строить бизнес как товарищество. Шли годы, отношения друзей не менялись, но в какой-то момент они заметили, что один из собственников халтурит. Еще на старте они разделили обязанности и зоны ответственности, и третий друг отвечал за продажи. И именно продажи в компании в какой-то момент стали проседать: третий собственник перестал вкладывать достаточно времени и сил в свою работу, и это было заметно.
Как всегда и было принято в компании, они пошли обсуждать проблему между собой. Но разговоры не помогали: казалось, что третий собственник перегорел.
В какой-то момент двое партнеров приняли решение вывести из бизнеса третьего собственника. Но портить добрые отношения и как-то ущемлять третьего друга они не хотели, поэтому и пришли в Нескучные — чтобы справедливо оценить компанию и разделить доли.
Уже были идеи, как расстаться
Еще до обращения к нам двое собственников обдумывали варианты, как можно выплатить третьему его долю и расстаться. Эти идеи они обсудили с нашим финдиром:
- выплатить справедливые деньги за долю;
- передать обособленную часть компании — филиал в другом городе.
Мы взяли в работу обе эти идеи, но еще предстояло проанализировать стоимость бизнеса в целом и рассчитать размер доли конкретного собственника, а также оценить работу филиала и его стоимость.
Определили размер долей
Прежде всего нужно было выяснить, какая часть компании какому собственнику принадлежит. Когда компания «Рыба, рак и щука» только создавалась, собственники вложили в нее равные суммы денег — по 1 млн ₽. Получается, доли собственников одинаковые.
Но есть подвох: если собственники довкладывали еще деньги, размеры долей могли измениться. Мы проверили все вложения в компанию и выяснили, что собственники деньги вносили, но потом забирали себе в том же размере, поэтому доли не увеличивались.
Это значит, что каждый собственник имеет право на равноценную долю. Например, если окажется, что бизнес стоит 9 млн, каждый получит по 3 млн, а если 900 000 ₽, то по 300 000 ₽.
Поэтому дальше нужно было узнать, сколько компания реально стоит.
Подготовили методы оценки бизнеса
Есть разные методы, как можно оценить стоимость компании, — всё зависит от специфики бизнеса. Вот три варианта:
По чистым активам. Это разница между активами компании и ее обязательствами. С одной стороны берут дебиторскую задолженность, деньги на счетах, имущество и оборудование, с другой — долги, обязательства, кредиторскую задолженность. Разница и есть стоимость компании. Этот метод подходит бизнесу, которому есть что оценивать, — с большим количеством основных средств.
По планируемому доходу. Это предполагаемая оценка будущих денежных потоков. Звучит страшно, но это по сути только прогноз по бизнесу. Допустим, компания за последний год заработала миллион рублей, и руководитель планирует, что в следующие три года она также будет приносить минимум по миллиону в год. А значит, бизнес стоит 3 млн ₽. Это оценочная цифра, но и она нужна для бизнеса с высокими оборотами и низкой долей основных средств.
По конкурентам. Это сравнение стоимости похожих компаний. Допустим, стоматологий, парикмахерских, маникюрных салонов, автомоек — другими словами, стандартного бизнеса. Чтобы оценить свою компанию, можно примерно посмотреть, сколько стоит такая же компания на соседней улице.
Для «Рыбы, рака и щуки» оценка по конкурентам не подходила — у них узкоспециализированный бизнес, и ничего похожего просто не было. Поэтому их компанию мы оценивали по чистым активам и дополнительно по планируемому доходу.
Мы рассчитали не только справедливую стоимость основных средств, но и дополнительные коэффициенты для разных видов активов, например коэффициент рыночной ликвидности. Это нужно, чтобы точнее определить стоимость компании.
Например, мы считаем дебиторскую задолженность как актив компании, но все задолженности разные и некоторые никогда не вернут. И нужно учитывать, что ликвидность — обращаемость в деньги — различных видов активов будет разной.
В итоге часть активов пошли с пониженным коэффициентом, а часть — например, импортное дорогое оборудование — с повышенным.
Посчитали стоимость бизнеса
В итоге мы выяснили, что компания стоит 5,6 млн ₽. Также оказалось, что доля каждого собственника не менялась, а значит, стоимость компании нужно делить на три. Это примерно по 1 867 000 ₽ на каждого.
Получается, три года назад они вложили в компанию по миллиону — всего 3 млн ₽, а за это время их бизнес стал стоить 5,6 млн ₽. Нужно понимать, что 1 867 000 ₽ — это оценка доли, а не доход, ведь всё это время собственники получали дивиденды и зарплаты.
Кроме этого, мы оценили стоимость филиала компании в Калининграде. Вот что мы выяснили:
- Калининград — специальная экономическая зона, где было выгодно работать из-за близости к Европе. Сейчас каких-то особых привилегий от ведения бизнеса там уже нет.
- Из-за географической удаленности филиалом в Калининграде не занимались как положено, ведь основная компания находилась в Челябинске.
- Филиал в Калининграде открылся недавно, работал в убыток и держался на деньгах основной компании. Например, оборудование для филиала взяли в кредит, который обслуживал Челябинск.
В итоге если отдавать этот филиал третьему собственнику, то он получит только долги — вместо денег и перспектив. К тому же после нашей совместной работы в «Рыбе, раке и щуке» задумались, а нужен ли им этот филиал вообще.
Подготовили собственников к разделу долей
Нам было важно не просто посчитать стоимость компании и размер долей, но объяснить всё собственникам так, чтобы они могли аргументировать цифры третьему партнеру. Мы сделали презентацию, в которой подробно рассказали, что и откуда взялось. Вот как это было:
В итоге собственники встретились и обо всем договорились: третий собственник получает деньги и уходит из компании.
Интересно, что двое собственников настолько устали работать с третьим, что предпочли взять кредит, чтобы выплатить другому его долю и попрощаться. Но это не так важно, как тот факт, что расстаться удалось мирно.
Поможем мирно разделить бизнес
Или решить любую другую финансовую задачу, например:
- построить финансовую службу в компании;
- оцифровать работу отделов;
- построить систему мотивации;
- провести аудит финансовых отделов;
- разработать специфические отчеты;
- выстроить политику распределения прибыли или инвестиционную.
Накопленный опыт финдиректоров Нескучных позволяет решать как разовые, проектные финансовые задачи, так и сопровождать компании регулярно.
Если вам нужно проектно внедрить готовое решение для финансовой системы бизнеса, напишите нашему специалисту Константину в телеграм или позвоните +7 (926) 152-62-26.
Если же требуется постоянное сопровождение, лучше начать с экскурсии по аутсорсу финансов.