Найти тему
1520. Все о путешествиях

Что стало с зеркальным трамваем-айфоном, который потряс Россию? Где он сейчас? (30 ФОТО)

Оглавление

Зеркальный трамвай-айфон был презентован в 2014 году и потряс россиян. Его хвалили СМИ, им восторгался мэр Москвы… В 2015 году «трамвай-айфон» должен был пойти в серийное производство. Но прошло девять лет. И оказалось, что трамвай не забыт. И у него даже есть будущее.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Трамвай, который оказался просто картинкой

Напомню вкратце историю трамвая 71-410. Трамвай вышел в свет под названием R1 или Russia one. Его произвели в 2014 году на заводе «Уралтрансмаш» в Свердловской области. За зеркальный дизайн трамвай быстро окрестили «Айфоном».

-2

«Основным лейтмотивом дизайна новой линейки R1 стал черный уральский самоцвет в металлической оправе, зеркальная поверхность которого в буквальном смысле отражает в себе город, становясь его неотъемлемой и гармоничной частью. Одна из основных задач R1 — изменение отношения жителей города к самой идее общественного транспорта», — говорилось в сообщении производителя.

-3

Трамвай презентовали на выставках в Екатеринбурге и Москве, СМИ про него снимали восторженные репортажи. Трамвай восхищал не только снаружи, но и внутри.

Трамвай на выставке в Москве. Фото: Андрей Мясников
Трамвай на выставке в Москве. Фото: Андрей Мясников

В частности, производитель обещал установить в трамвае удобные сиденья, оборудовать его Wi-Fi роутером, разместить USB-зарядки и чуть ли не обеспечить автоматический подбор музыки, звучащей в аудиосистеме, в зависимости от времени суток.

Это сейчас нас не удивишь USB-портами. В 2014 году обещание оснастить usb-портами трамвай воспринималось как фантастика.

Главное: производитель заявлял, что трамвай может ехать на аккумуляторах до 50 км!

Трамвай на выставке в Москве в 2014 году. Фото: Андрей Мясников
Трамвай на выставке в Москве в 2014 году. Фото: Андрей Мясников

«Мой любимый экспонат здесь — это русский трамвай. Отличная работа! Только с таким уровнем промдизайна российские компании смогут конкурировать на мировом рынке», говорил дизайнер Peugeot, Mercedes, DaimlerChrysler AG, Volkswagen Мурат Гунак.

-7

Трамваем восхищались мэр Москвы Собянин («Надо брать»), премьер-министр Медведев и министр промышленности Денис Мантуров («выходите с ним на международный уровень»). Заговорили, что трамваи поставят в города, где будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года.

-8

Эксперты, однако, говорили, что представленный макет не имел главного – работоспособных ходовых частей. Говоря проще – это была просто красивая коробочка, которая не умела ездить! Кроме того, вызывали вопросы безопасность – причем и для водителя, и для пассажиров, и для пешеходов, а также ремонтопригодность вагона и слабые места в его ходовой части.

В 2015 году уральские инженеры предложили новый дизайн трамвая. Он стал менее вычурным и уже больше походил на классический современный транспорт. Кроме того, согласно задумке УВЗ, теперь в трамвае могло быть любое количество секций.

Однако уже через два года – в 2017 году – было решено, что трамвай не пойдет в серийное производство. Причина — производители не могут реализовать то, что придумали дизайнеры.

«У нас есть серьезная проблема разрыва между дизайнерами и производителями. Во-первых, для него нет ходовой части, во-вторых, дизайнерский трамвай оказался слабо пригоден для ремонта», – повторили на заводе то, о чем говорили эксперты за два года до этого.

Вторая жизнь трамвая

В августе 2020 года трамвай нашли в плачевном состоянии в одной из промзон Екатеринбурга.

Фото: Владимир Жабриков / Ura.ru
Фото: Владимир Жабриков / Ura.ru

Однако символу надежд негоже пропадать, решили в новом музее транспорта, который создается в Москве. И вместо того, чтобы ремонтировать редкие и ценные экспонаты, перевезли зеркальный трамвай в столицу. Весной 2022 года его можно было увидеть на выставке в депо им. Баумана.

Фото: Светлов Артем / wikimedia
Фото: Светлов Артем / wikimedia

В музее признали, что внутреннее убранство трамвая утрачено.
«Так как за прошедшее время оригинальный интерьер был по большей части утрачен, в будущем внутри “трамвая-призрака” планируется организовывать разнообразные временные экспозиции музея», – говорится в сообщении.

Кстати, о претензиях к новому музею в части сохранения исторических экспонатов можно прочитать здесь.