Общество находится в состоянии постоянного раздражения, кипения эмоций, которые могут вызываться чем угодно: заметка в Дзене ведёт к всплеску негодования (обмен оскорблениями в комментах продолжается несколько дней!), слова журналиста воспринимаются вызовом, требующим немедленного вмешательства не только полиции – всей мощи государства. Общество постоянно борется со скрытыми врагами: гражданин Шадрин потребовал от министерства культуры «приведения содержания постоянных экспозиций и выставок в Государственной Третьяковской галерее в соответствие с духовно-нравственными ценностями», изложенными в указе президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809, потому что «невозможно понять, кто является Иудой»! Помните детский вопрос про фильм о войне: «А где наши?»
Особенно тяжело приходится с религией. Кто-то непочтительно отозвался о святынях, оскорбил патриотические или гендерные чувства, не дай Бог возникли «оскорбленные чувства верующих». Вдруг оказалось, что чувства – это не внутреннее состояние личности, а государственное дело, и необходимо вмешаться по всей строгости закона.
Россиянина раздражало совершенно всё, поэтому этот всеобщий негатив власть должна была трансформировать во что-то реальное и адресное – это и стало Специальной Военной Операцией, которая должна была «перетряхнуть» российское общество, которое всё больше уходило в негативное отношение к власти, но ведь была же восторженная минута в 2014 г.: «Крымнаш!»
Потом оказалось, что ничего доброго не произошло, негатив всё больше разрастался, причём не только у «гнилой интеллигенции», но негатив сосредотачивается у бедняков: «Среди неудовлетворённых работой и зарплатой уровень негативных чувств (равнодушие, обида и стыд, возмущение в отношении России) превышает 50% (в сравнении с 37% в среднем и 27% у благополучных)».
Ещё одно дополнение к этому исследованию: «Согласно исследованию Института социологии РАН (2020 г.), совокупная доля тех, кто считает, что «память о пережитых трагедиях, потерях и поражениях» и «пережитые социальные и экономические кризисы и трудности» объединяют россиян, достигает 38%». («Социологические исследования», №4, 2022)
Это редкий случай в наблюдениях социологов, когда страну сплачивает не позитив, а всё больше – негатив. Да и как найти позитив, если единственное общегосударственное и общенародное положительное воспоминание – это победа в Великой Отечественной войне! А дальше в современной истории разоблачения «волюнтариста» Хрущёва, «застойного» Брежнева, «предателя» Горбачёва, «пьяницы» Ельцина... Значит, нужно новое общее положительное событие!
Именно поэтому без СВО было не обойтись, и мыслилась она как простая полицейская операция: доблестные ВДВ высаживаются на аэродроме в Киеве, «плохие парни» в панике убегают, объявляем победу – все ликуют!
Но пошло не так, и ситуация в стране не разрядилась, более того, нарастает вал взаимной немотивированной жестокости, расцветает доносительство, подозрительность – и именно это объявляется патриотизмом (на горке избили мальчика за то, что у него «ватрушка» была сине-жёлтая!)
И положительным героем становится Пригожин, хозяин незаконного, но победного «Вагнера», который режет правду-матку власти, обещает навести порядок в Генштабе, выгнать штабных генералов и регулярно вызывает восхищение публики.
У власти не получилось задуманное – ждать работы над ошибками?