Найти тему

Русская культура

Русская культура. Что это такое? Иконы, балет, Лев Толстой. Да, но не только. Ведь икон не было бы без православной церкви, Пушкина без Петровских реформ, а балета и символистов без бизнесменов и продюсеров Серебряного века. Культуру России создавали не только художники и поэты, но вообще все. От правителей с их идеологией до простых людей с их привычками и потребностями. Именно о такой большой культуре пойдёт речь. Культуру России условно можно разделить на 5 культурных эпох.

Первая культурная эпоха (X–XIVвв). Эпоха Древней Руси. Древняя Русь это не перекрёсток в котором культура выбрала одну дорогу и пошла по ней не сварачивая. Говоря кратко, государство со скандинавскими королями и степными кочевниками, с греческой верой и славянскими поверьями, с византийской иконописью и деревянными избушками, с монгольской общественной системой на европейской основе - это и есть Древняя Русь

Вторая культурная эпоха (XV–XVIII вв). Россия уже православная держава. Культурная самоизоляция закончилась. Появляются опера, театр, живопись, поэзия. К XVII веку Санкт-Петербург - культурная столица. Россия стремится в Европу. Выбор был лишь: "Кому подражать?" Пётр I отправился в Голландию, после в Англию. Решено. Теперь Россия будет европезироваться по протестантскому образцу. Пётр l возводит новую Россию с нуля. Стремится полностью изменить природу русского человека: заставляет брить бороды, ходить на каблуках и париках, надевать белые колготки и корсет, пользоваться парфюмом и вести себя по-европейски. Екатерина ll продолжает создавать новую породу людей и думает не одной практической пользе. Ей нужны не только артиллеристы и моряки, ей нужны люди, чувствующие по-европейски. Для этого императрица большое внимание уделяет культуре: открывает театры, ставит спектакли, занимается литературой, и всерьёз взялась за женской образование. После отмены крепостного права пути государства и элиты разойдутся. Эта культурная эпоха заканчивается гибелью ее поэта - Александра Пушкина в 1837 году.

Третья культурная эпоха. (XIX–XX вв). Серебряный век. К концу XIX века Толстой и Достоевский создали мировой интерес к России. Чайковский - главный композитор в мире и едет открывать концертный зал в Нью-Йорк. Русской культуре впервые не нужно догонять европейскую. Она признана своей, как минимум равной, а во многих областях даже лидирующей. Скоро всех покорят Дягилев с балетом, музыка Скрябина, система Станиславского, фильмы Эйзенштейна и живопись русского авангарда.

Мировой технический прогресс достиг невероятных масштабов. История движется бешеным темпом. Это вызвает и страх попасть под ее колеса и одновременно ощущение, что будущее можно делать прямо сейчас своими руками. А кто может творить будущее? Культура Серебряного века отвечает: "Кончено художник". Искусство становится способом прозрения в будущее. Художник может предугадать куда пойдёт история или даже ее творить. В ту эпоху на сцену выходят не только художники, но и меценаты, которые вкладываются финансово в искусство на издание книг, журналов, организации выставок и спектаклей, открывают галереи, музеи и библиотеки. В конце Серебряного века пути России и остального мира разойдутся. Эпоха модернизма в Европе заканчивается с началом Первой Мировой войны, а в России закончится с началом революции в 1917г. И неоднозначность сохранится: одни воспримят революцию как катастрофу, другие как надежду на прорыв в будущее.

Четвёртая культурная эпоха (1917–1954 гг). Революционеры мечтали не только свалить царя и Бога, но и хотели подхлестнуть историю, культуру, преодолеть природу, создать нового человека и утопическое общество. Начало этой эпохи достаточно смутное: гражданская война, Отечественная война, репрессии, политика красного террора и миллионы человеческих жертв. На смену авангардному прорыву в будущее пришёл тоталитаризм. После войны у СССР есть силы запускать человека в космос, создавать атомную бомбу, но на культуру сил уже не остаётся. Литература подвергается к жесточайшей цензуре. Травят писателей и деятелей культуры. Коммунизм теряет свое обаяние. Всё меняется после смерти Сталина в 1954 году.

Пятая культурная эпоха (1955–1991 гг). Наступает оттепель. Публикуются запрещенные произведения, можно говорить на запретные темы, культ личности исчезает. Культура пережила кризис. Да, ей пришлось уйти в подполье, но именно там она и зацвела. Одновременно торжествует бытовая культура. У простых людей впервые появляются вещи (мебель, техника, машина и т.д.), а также место куда их поставить и время которое можно с ними провести. Рок-группы переходят из подполья в стадионы, запрещенных писателей печатают огромными тиражами, запрещенные фильмы достают с полок. Начинается расцвет совершенно другой "независимой" культуры. Однако власть попыталась открыть "кран свободы" и потоком снесло всю платину, вместе с государством. Пятидесятилетний период развития культуры кончился вместе с СССР. Начинается современность. У неё своя новая история и своя новая культура.