Найти в Дзене
не только врач

Дом для мамы

Моя мама всегда хотела, чтобы мы жили в новой просторной квартире, где у каждого есть своя комната.

И эта квартира обязательно должна была быть там, где тепло, растут деревья, весной цветут пышные сады, есть все времена года: солнечное лето, яркая весна, урожайная осень, умеренная недолгая зима. Где-нибудь в средней полосе или чуть южнее.

Большую часть жизни мама прожила на Крайнем севере, где полгода стоят длинная морозная зима, хмурые короткие дни, тёмные полярные ночи, где тундра и вечная мерзлота. Там не растёт картошка, нет деревьев и высоких многоэтажек из-за этой вечной мерзлоты под ногами.

Когда я была совсем маленькая, мы жили в бабушкиной двухкомнатной квартире в деревянном доме на краю шахтерского посёлка Воргашор, что относится к городу Воркуте.

Все - это бабушка, мой дядя, моя мама, мой старший брат и я. Впятером.

В доме был туалет, но не было ванной. Мы мылись в тазике на кухне или ходили в общественную баню на соседней улице.

Запомнились большая шумная парная с металлическими шайками и кранами в стене, жаркий влажный туман в ней. А также морозное звездное небо по дороге домой, когда идёшь после бани чистый-чистый, закутанный в колючую шаль, а мороз щиплет тебе щёки и повисает инеем на ресницах. И даже пару раз в сильный холод я видела в небе переливчатое зеленоватое северное сияние.

У бабушки на кухне была невысокая кирпичная печь. Такие печи были почти во всех старых домах, ведь раньше не особо надеялись на центральное отопление в страшные заполярные морозы.

Вообще-то, этот период я помню смутно, ведь мне было совсем мало лет. Я ходила в детский садик "Сказка", расположенный недалеко от дома. Мама работала в городе и каждый день в любую погоду, в мороз - 40- - 50 градусов или в пургу, ездила на работу. На дорогу уходило 1,5 часа в одну сторону и 1,5 часа в другую в холодном тряском рейсовом автобусе, битком набитым людьми.

Не потому, что не могла найти работу в посёлке. Она была фельдшером. А потому, что служила в ЛТП для сидевших, была офицером медицинской службы. Это режимное учреждение.

Мама устроилась туда потому, что там хорошо платили, был длинный отпуск, можно было повышать офицерское звание. К тому же выдавали продуктовый паёк, обмундирование, что было очень хорошим подспорьем семье, которую мама содержала одна. От работы дали место в детском саду для меня (с местами было трудно).

Однажды, когда мне было лет 5, маме выделили отдельную квартиру. Двухкомнатную хрущёвку в центре посёлка. Она была не новая, раньше здесь жил какой-то офицер. Зато отдельная! С ванной!

Перед переездом мама сражалась с тараканами и клопами - офицер оказался не очень чистоплотным и оставил "богатое наследство".

Помню, в день переезда бабушка забрала меня пораньше из детского сада и сказала, что теперь мы с мамой и братом будем жить в другой, отдельной квартире.

Это было своего рода счастье - отдельная квартира.

Сначала своя комната была у брата. После его женитьбы эта комнатушка стала моей. И это было замечательно!

Окно выходило на центральную улицу. Рядом стояла школа. Поскольку наша квартира была угловой, на нашем балконе всегда устанавливали большой красный флаг перед ноябрьской и майской демонстрациями. Флаг гордо развевался на ветру, и во мне это вызывало какое-то торжественное и праздничное чувство.

Конечно, мама стояла на работе в очередь на улучшение жилищных условий. Мы мечтали переехать в город, и что-то всё не складывалось.

Но мама не расстраивалась. Она была офицером МВД. А в те годы при выходе на пенсию офицеры запаса, прослужившие на севере определённое количество времени, в течение 2-х лет получали квартиру в средней полосе или там, где указывали в заявлении.

Узнав, что в нашей республиканской столице Сыктывкаре (а Воркута относится к Коми республике) квартиры офицерам дают быстрее, чем в других местах, мама указала в заявлении этот город.

Окончив школу, я поступила в институт в средней полосе России и уехала жить туда. А мама ещё дослуживала, зарабатывала стаж.

Она вышла на пенсию, когда я уже вышла замуж и обосновалась в Воронеже.

Мама могла бы ещё поработать, но в отделе кадров её уверили в том, что её северного стажа хватает с лихвой.

К несчастью в это самое время в стране началась перестройка, кавардак, а потом и вовсе великая держава развалилась на части.

Процветал криминал. Положенную квартиру маме никак не давали, хотя давно прошли все сроки.

Мы боролись, как могли. Писали в разные инстанции, собирали различные документы по десятому разу, неоднократно обращались в Москву. Но из столицы неизменно наши обращения пересылали в республиканскую администрацию с пометкой "разобраться", а те писали бесконечные возмутительные отписки: то якобы мама в очереди не стоит, то документы оформлены не так, то ещё какая-нибудь отмазка.

Денег на дорогих адвокатов у нас не было. Тогда все выживали, как могли. Правду найти было практически невозможно.

Это потом мы узнали, что те квартиры, что были положены отставным офицерам МВД, давно продали. А нам в итоге достался "большой шиш с маслом".

Это обстоятельство очень подкосило мамино здоровье.

Тогда было заведено сфабрикованное уголовное дело на брата - её сына. Тут ещё этот мухлёж с квартирами.

Мама страшно похудела. Она весила 46 кг. Начала курить.

Очень тяжёлое было время, даже не хочется вспоминать.

Ту старую "хрущёвку" в посёлке продать было практически невозможно. Тогда перестали платить деньги шахтёрам. Шахтёрские посёлки закрывались один за другим. Воркута пришла в упадок. Север стал загинаться. Все, кто мог, уезжали. У кого не было места, куда уехать, оставались на месте без перспектив.

Целые улицы на поселке состояли из опустевших домов, которые своими черными оконными проёмами трагично глядели на этот мир.

Я забрала маму к себе.

И да, у нас тоже были стеснённые жилищные условия - такая же 2-х комнатная "хрущевка". И да, моя мама не ладила с моим вторым мужем Костей. Но куда было деваться?

Мамино здоровье пошатнулось. Чем я могла помочь? Так далеко ездить - это был не вариант.

Тут ещё подкралась одна беда. Оказывается маму при выходе на пенсию то ли обманули со стажем, то ли кадровики сами были не в курсе (это положение вышло всего за месяц до маминого увольнения). Но выяснилось, что для того, чтобы пенсия осталась такой же, с северными надбавками и не уменьшилась при переезде с севера, не хватало 1, 5 года стажа. Хотя маму уверяли, что ей его хватит с избытком.

Мы это узнали лишь через пару лет после переселения мамы к нам. В итоге она ещё осталась должна пенсионному фонду. Пришлось постепенно выплачивать долг.

Это был тяжелый удар.

Получалось, что мама горбатилась всю жизнь на Крайнем севере, дышала угольной пылью, не видела белого света, работала с уголовниками практически ни за что. Осталась без квартиры и с долгом.

Мне было очень жалко маму. Я утешала её, как умела. Говорила, что это ничего, зато мы все вместе - родные и близкие. Говорила, какие прекрасные у нее внуки и внучка. Возила маму на море, которое мы с ней очень любили.

В итоге всего через 2 года после безвременной смерти сына - моего брата, мама тоже покинула этот мир. Ей было всего 74 года.

Она до конца надеялась, что удастся добиться правды, что она получит для нас квартиру. Она уже хотела ее не для себя, а для нас. Чтобы у каждого была отдельная комната, своё жизненное необходимое пространство. А во время ужинов вечером все собирались в просторной гостинной за общим столом.

Так это и осталось её несбывшейся мечтой.

После смерти мамы, когда ещё не прошло и 40 дней, моя свекровь видела отчётливый знаковый сон.

Мою маму она называла по-дружески - Галка. У них были хорошие отношения, как у близких подружек.

Так вот, во сне мама пришла к ней и стала рассказывать, что она сейчас готовится покупать недвижимость - свой собственный дом. Свекровь спрашивала во сне, мол, Галка, что это за дом. А та ей описывала большой просторный новый дом, который она давно хотела, и объясняла, что сейчас занята его оформлением.

Вот такой сон.

Моя мама прожила трудную, трудовую жизнь. Ей не в чем себя упрекнуть и не за что стыдиться. Она жила ради нас - своих детей. Жила, как могла, как умела.

Не слишко то много радостей выпало ей в судьбе.

Но я надеюсь, что хотя бы в том, другом, лучшем мире, у мамы сбылась её самая большая мечта. Я уверена, что у неё, наконец то, появился свой новый уютный, красивый дом, где её душа нашла покой и радость, которых не хватило на Земле.

29 января этого года было уже 9 лет, как мама ушла. Царствие Небесное, тебе, мамочка! Пусть у тебя всё будет хорошо!

из открытого источника
из открытого источника