Наша память записывает большую часть событий, которые мы переживаем в течение дня, однако большинство из них в конечном итоге забывается. С другой стороны, плохие воспоминания хранятся с пугающей легкостью.
Что говорит об этом наука?
Почему мы так легко запоминаем плохие вещи?
Зачем же защищать воспоминания, которые могут оставить психологические шрамы и, что хуже всего, вызвать посттравматическое стрессовое расстройство?
Отчасти это объясняется тем, что негативный опыт тесно связан с эмоциями. Наш мозг классифицирует и хранит воспоминания в зависимости от их полезности. С одной стороны, вещи, связанные с сильными эмоциями, полезны для нашего выживания. Если вы идете по городу, переходите опасное место и вам становится очень страшно, ваш мозг попытается запомнить опасную ситуацию, чтобы она не повторилась.
Ситуация усложняется, когда переживание действительно травмирует. В этом случае мозг имеет тенденцию скрывать эти переживания. Он хранит их, как бы не обрабатывая.
Это довольно хорошо работает как быстрый защитный механизм. Проблема возникает, когда по какой-то причине плохие воспоминания появляются снова. Тогда ущерб может быть очень значительным, поскольку речь идет об опыте, который был сохранен без прохождения правильного процесса «подготовки».
Многообещающие лекарства
Научные данные показывают, что некоторые лекарства помогают стереть воспоминания о травме. Одним из примеров является пропранолол, который используется для лечения высокого кровяного давления. Когда этот препарат вводили подопытным животным, они действительно смогли забыть "заученную" травму.
Объяснение этого эффекта может лежать на уровне белка, присутствующего в нервных клетках, который отвечает за принятие решения о том, следует ли изменять память. Если этот белок разрушается, память становится модифицируемой; если что-либо разрушается, память сохраняется. Конечно, речь идет о проекте, в котором пока участвуют только подопытные животные.
Однако следует подчеркнуть, что человеческий мозг, хотя в чем-то и похож на мозг животных, использовавшихся в этих экспериментах, с другой стороны он гораздо сложнее.
Противовоспалительное средство как щит от навязчивых воспоминаний
Травматический опыт трудно забыть, и он оказывает значительное влияние на человека, который его пережил. Результаты, недавно опубликованные исследователями из Университетского колледжа Лондона, могут проложить путь к созданию новых методов лечения для устранения побочных эффектов.
Ученые исследовали действие гидроксикортизона в контексте ослабления навязчивых воспоминаний, тех стойких воспоминаний, которые неконтролируемо возникают после травмирующего события, вторгаясь в сознание жертвы (гидроксикортизон - это фармацевтическое название кортизола, гормона, вырабатываемого надпочечниками из холестерина и других веществ, участвующий в физическом и эмоциональном стрессе).
Результаты показали, что у участников, получавших гидрокортизон, частота ежедневных вторжений травмирующих воспоминаний снижалась быстрее, чем у других. Таким образом, этот препарат, который в настоящее время используется в качестве противовоспалительного средства для лечения артрита, также может помочь справиться с навязчивыми воспоминаниями, если его вводить после травмирующего события.
Интересно отметить, что эффект оказался разным у женщин и мужчин в зависимости от уровня половых гормонов, присутствующих в их организме. Таким образом, у мужчин с высоким уровнем эстрогена было меньше травмирующих воспоминаний. И наоборот, у женщин высокий уровень эстрогена делал их более восприимчивыми к плохим воспоминаниям после лечения гидрокортизоном. Этот вывод указывает на то, что один и тот же препарат может оказывать противоположное действие в зависимости от индивидуума, поэтому важно учитывать пол в этом типе исследований.
Наконец, подчеркнем, что у этих работ есть определенные ограничения. В частности, то, как травматические стимулы генерируются экспериментальным путем, может не отражать то, что происходит после негативного опыта, происходящего в реальной жизни, и, следовательно, не отражать серьезность возникающих воспоминаний. С другой стороны, на данный момент доказано, что гидрокортизон эффективен только при приеме в течение нескольких часов после травмы или перед сном (который, как мы видели, укрепляет память).
Тем не менее, этот тип исследований открывает перспективы в поиске новых методов лечения жертв посттравматического стрессового расстройства. Наука продолжает развиваться, и можно надеяться, что в более или менее ближайшем будущем удастся ускорить естественный процесс забывания и, таким образом, ограничить долгосрочные психологические страдания, которые могут возникнуть в результате травмирующего опыта. Может быть, мы даже когда-нибудь сможем стереть плохие воспоминания, которые мешают жертвам жить нормальной жизнью.