В условиях современной цифровизации общественной жизни граждан, наиболее актуальным является вопрос о соблюдении государством тайны связи и его невмешательство в частную жизнь граждан. В частности, особо остро стоит вопрос о прослушивании телефонных переговоров и об отслеживании активности граждан в интернете.
Важно: Прослушивание телефонных переговоров и отслеживание активности граждан в интернете возможно только на основании решения суда
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов демократического государства – право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Ограничение указанного права допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так, согласно закону об оперативно-розыскной деятельности, прослушивание телефонных переговоров и отслеживание активности граждан в сети «Интернет» допускается, в частности, в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых соответствующими компетентными органами (ОВД, ФСБ).
Статья 6 указанного закона допускает проведение таких оперативно-розыскных мероприятий как: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютерной информации.
При этом, проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий, которые по сути ограничивают указанное выше конституционное право граждан, допускаются только на основании судебного решения. Указанное положение также закреплено в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.
Для того что бы получить соответствующее решение суда, орган, планирующий осуществить в отношении конкретного гражданина, например, прослушивание его телефонных переговоров, должен соблюсти ряд предусмотренных законодательством требований, в противном случае суд откажет в выдаче решения о проведении указанного оперативно-розыскного мероприятия.
Таким образом, несмотря на бытующие в обществе мнение о том, что «Большой брат» ежедневно и ежечасно следит за нами, прослушивает все наши телефонные переговоры, просматривает посещаемые нами интернет страницы, ни один уполномоченный государственный орган не вправе по своей инициативе заниматься указанной деятельностью без соответствующего мотивированного решения суда.