На сегодня, начало 2023, множество брокеров и инвест банков дают интересный прогноз на взрывной рост цены акций Woosh (#wush).
Здесь не переубеждают, я лишь хочу добавить вам мыслей на свободное для размышлений время.
Что входит в эту компанию:
- купленные самокаты
- команда разработки мобильных приложений
- маркетинг и команда бренда
- сервисные сотрудники заменяющие аккумуляторы, непригодные самокаты и все такое
Проблема №1
Бизнес очень легко реплицировать. Самое сложное здесь - договориться с гос органами и разработать систему телеметрии (где самокат едет, с какой скоростью, дать ему ограничение скорости в 20км/ч или остановить плохиша).
На сколько это действительно сложно? Я думаю средний уровень специалистов вполне с этим справится, здесь не нужно запускать спутники, все оборудование остается на земле, вопрос в количестве работы и любой большой желтой IT компании хватит годачтобы пройти путь от макета до желтых самокатов на улицах.
Сервисное обслуживание могло быть хорошей точкой обороны, но самокаты очень простые устройства и не требуют большой экспертизы для их обслуживания.
Проблема №2
Retention - термин «уровень удержания» (wiki).
Какие важные метрики есть у компании:
- среднее количество поездок на пользователя
- средняя выручка на пользователя
- количество пользователей
Нам важно чтобы больше людей считали самокат удобным средством транспорта и катались чаще.
По рельсам в метро ездит вагон одной компании, рядом новую рельсу уже не положить, нужно рыть новые тоннели. Раскидать самокаты по улице может же каждый.
Вопрос: как компания сделает так, что люди на улицах будут подбирать именно самокаты Woosh? У меня нет ответа.
Финансирование
Когда Bird начинала свой путь поездки буквально стоили 5$ в час, что звучит как бесплатно.
Выход большого игрока будет тянуть цену на прокат вниз, что сильно ударит по маржинальности всех игроков. Одна из нескольких основных опций Woosh для финансирования использована - IPO, это принесло деньги в компанию для развития и подарило возможность частным инвесторам поучавствовать в этом рынке.
Следующие опции - долг, что не есть бесконечное количество денег, и SPO, что сильно ударит по акцинерам. На сегодня Woosh имеет net debt/ebitda = 1, что вообще звучит классно. Операционная прибыль за 2021 почти 2 млрд, что при выручке 3.7 тоже отлично. И вроде финансовые показатели выглядят хорошо и компания оценена дешева.
Но есть нюанс.
По заявлениям компании срок службы самокатов 3 года, в сообществе к этой информации относятся по-разному, но допустим это и есть их срок службы и дольше на них ездить нельзя: в собственности я их не имею, буду на них прыгать, кидать их на парковку, потому износ будет быстрее обычного.
Потому скоро наступает момент когда нужно начинать заменять старые самокаты на новые и что-то делать со старыми. Я не хочу сказать что это разрушит показатели прибыли, я хочу сказать что есть нюанс и ответа я не знаю.
Гос регулирование
Во-первых, нельзя просто так раскидать самокаты на улицах, нужно с кем-то утвердить это на бумаге и поставить синюю печать. Как долго это можно делать, на сколько это прочная схема - я не знаю, но это нужно держать в голове.
Во-вторых, самокаты которые нужно утилизировать, скорее всего, тоже нельзя выбрасывать на свалку и это нужно обговаривать под синюю печать. Я могу здесь ошибаться и это окажется неважным, но такое давление я держу в голове.
Выводы у меня очень простые: у меня нет ответов на множество вопросов.
Компания может хорошо себя показать, удовлетворять спрос который может расти. Но когда цена акций пойдет вниз, а отчет покажет отсутствие роста по количеству поездок, что вы будете себе говорить? Будет ли это временной или постоянной угрозой?