Найти тему

Доски для иконописи

Из чего состоят иконные доски, и что такое левкас? Чем отличаются доски с акриловым и натуральным левкасом? Можно ли писать иконы на досках без шпонок? Что за углубления могут быть на лицевой стороне иконы, и какой в них смысл?

Доски для написания иконы - это один из важных материалов, от которого зависят долговечность иконы и ее внешний вид. Они существуют разного размера, изготавливаются вручную из разных пород дерева. Доски бывают разной формы, покрытые специальным грунтом - левкасом - или без покрытия.

В этой статье мы расскажем про доски, которыми пользуется мастер-иконописец, основатель и руководитель «Русской Иконописной Школы» Елена Стажук. Именно эти доски мы рассылаем в коробе иконописца

в подарок ученикам нашей онлайн-школы со всеми остальными инструментами и материалами, необходимыми для написания иконы.

Елена Александровна Стажук на складе «Русской Иконописной Школы».
Елена Александровна Стажук на складе «Русской Иконописной Школы».

От чего зависит качество иконных досок

В «Русской Иконописной Школе» мы работаем с самыми надежными проверенными досками из липы, покрытыми натуральным левкасом. Они полностью готовы для написания иконы.

Прежде чем выбрать поставщика качественных досок, мы экспериментировали и смотрели разные варианты. Доски, отвечающие всем нашим требованиям и в таком большом количестве, которое необходимо ученикам «Русской Иконописной Школы», изготавливать могут немногие. Поэтому мы всегда держим руку на пульсе и, конечно же, проверяем каждую партию на сколы, качество левкаса и другие параметры.

Причем какие-то нюансы в доске не всегда означают брак производства. Например, бывает, что уголки на доске слегка как бы замятые и более сточенные – это нормальное состояние доски, которое появляется в процессе ручной шлифовки левкаса. Ведь все доски делаются мастерами вручную.

От качества левкаса также зависит срок жизни иконы, поэтому мы его непременно испытываем – откалываем, отмачиваем и смотрим послойно, особенно, когда знакомимся с новым поставщиком. Левка́с – это название грунта, которым в несколько слоев покрывают доску перед тем, как начать писать икону или делать золочение. В «Русской Иконописной Школе» работаем только с натуральным левкасом. Он состоит из мела и животного клея, смешанных в определенных пропорциях. Как он наносится на икону? Прежде всего на доску накладывают специальную ткань – па́волоку. Паволока предотвращает левкас от растрескивания во время деформации доски. Затем слой за слоем на ткань наносят левкас и после высыхания каждого слоя его вручную ошкуривают. Каждый следующий слой левкаса должен шлифоваться более тонкой наждачной бумагой. На поверхности готовой доски могут быть видны небольшие следы от наждачной бумаги.

Нанесение левкаса на доску.
Нанесение левкаса на доску.

Нас часто спрашивают, как проверить левкас. Самостоятельно – практически невозможно! Это может сделать только профессиональный иконописец или технолог, который держал в своих руках сотни иконописных досок, изготавливал и наносил этот грунт. Самое элементарное, что можно сделать для проверки на натуральность, — провести рукой по поверхности. Натуральный левкас пачкает руки мелом, а акриловый, например, - не пачкает. Еще акриловый грунт хуже впитывает воду, в отличие от натурального, который быстро высыхает после смачивания водой.

Бывают нарушения технологии производства, которые тоже выявляются после смачивания поверхности водой или спиртом: грунт начинает трескаться, отклеиваться и рассыпаться. Конечно о долговечности такой иконы говорить не приходится. И если мы сталкиваемся с такими проблемами, то расстаемся с поставщиками и ищем новых. Поэтому качество досок, которые доходят нашим ученикам, не вызывает никаких сомнений, а икона, написанная на такой доске, будет храниться столетиями.

Технология изготовления досок, отработанная веками, лучше которой никто ничего не придумал

Доски для нашей онлайн-школы делаются из липы. Если посмотреть на доску с торца, то видно, что она склеена из кусочков и слоев – это нормально. Важным моментом, на который мы обращаем особое внимание, является направление волокон дерева. Волокна должны быть расположены так, чтобы со временем, когда икона начнет менять свою форму, она выгибалась бы наружу.

На обратной стороне доски обязательно должны быть специальные брусочки – шпонки. Они делаются из дерева твердой породы и имеют определенную форму. Толщина шпонки может быть разной, и на ⅓ своей толщины она должна заходить вглубь доски. Это необходимо для ее правильного функционирования. Шпонки делают мастера, которые изготавливали их тысячами и уже на глаз определяют необходимый размер. Шпонка не приклеивается и не прибивается к доске, а плотно вбивается в пазы и может выступать за края иконы. Благодаря шпонкам, при изменениях влажности помещения, когда доска изгибается, она не лопается. Иногда в щит иконной доски, который состоит из нескольких досок, склеенных между собой, с торца врезаются дополнительные шипы – планки, которые тоже выполняют функцию шпонок. Когда доска подсыхает, шпонки можно подбивать. Если шпонки торчат за границы доски, то перед тем, как поместить икону в киот – специальный застекленный ящичек, - их подрезают.

Лет за пять - десять доска приобретает свою постоянную форму, и тогда шпонки могут вывалиться. Так как они выполнили свою функцию, то больше в них нет необходимости. Если в иконной доске нет шпонок, то икона со временем будет гнуться неравномерно. Это обязательно происходит, даже если икона написана на идеально высушенной доске.

Форма иконной доски

Размеры досок в «Русской Иконописной Школе» различаются в зависимости от программы, под которую они предназначены.

Узнать о программах «Русской Иконописной Школы» можно на интенсиве-практикуме, который проходит с 9 по 11 февраля. Для регистрации переходите по ссылке ……

Например, доски под ростовую икону преподобной Софии Суздальской и под икону Божией Матери Казанская отличаются формой и размером.

Икона преподобной Софии Суздальской из программы «Русской Иконописной Школы».
Икона преподобной Софии Суздальской из программы «Русской Иконописной Школы».

Казанская икона Божией Матери из программы «Русской Иконописной Школы».
Казанская икона Божией Матери из программы «Русской Иконописной Школы».

В основном все доски в «Русской Иконописной Школе» прямоугольные, но вообще могут быть разной формы: арочные, эллипсовидные, круглые. Все зависит от желания иконописца или заказчика, а традиции таких форм пришли к нам еще из глубины веков.

-5

Встречаются иконные доски с углублением на лицевой стороне, которое называется «ковчег». Изображение на такой доске находится в углублении, вытесанном на 2 - 4 мм. А по краям вокруг изображения остается уступ. Это делается для сохранности иконы. В храмах часто иконы праздника, например, для хранения ставят как книги на книжной полке. И если иконы без киота, они, соприкасаясь друг с другом, повреждаются. Шпонка передней иконы касается изображения иконы, на которую опирается, и царапает его. После чего требуются сложные, кропотливые реставрационные работы. А если иконы написаны на досках с углублениями, то они опираются на уступ, а не на само изображение. Так икона не подвергается трению и утере изображения.

Как видите, в создании иконы каждая деталь имеет свое значение. И в «Русской Иконописной Школе» мы подумали абсолютно обо всем. От вас нужно только желание написать свою икону.

Сегодня мы рассказали вам про иконные доски, которые получают наши ученики в подарок в Коробе иконописца. В ближайшее время напишем об остальных составляющих этого чудесного короба. А пока приглашаем ближе познакомиться с нашей онлайн-школой иконописи.

Регистрируйтесь на бесплатный трехдневный интенсив-практикум «Как обрести здоровье, избавиться от душевной боли и найти любимое дело через написание икон». На интенсиве будем много общаться и рисовать.