Найти в Дзене
Культура Урала

Артём Варгафтик: «Если бы Бах жил в наше время – он был бы звездой интернета»

Артём Варгафтик – музыкант, автор книг о музыке и давний друг Свердловской филармонии – автор и ведущий абонемента для всей семьи «Известное и неизвестное с Артёмом Варгафтиком», соавтор абонементной серии «Органный диалог». В ежегодном Международном фестивале Bach-fest, который проходит в Екатеринбурге, он участвует уже 10 лет. Именно в рамках фестиваля, посвященного творчеству Баха, нам и удалось пообщаться.

-2

- Насколько, с вашей точки зрения, фестиваль значим для музыкальной культуры города и страны?

Bach-Fest с самого начала был значимым, уникальным для России. Как был единственным, так и остаётся – нигде больше такого нет. Фестиваль – серия тематических разножанровых концертов, которая продолжается в течение месяца. Его значимость подтверждается тем, что масштаб мероприятия увеличивается каждый год, оно завоевывает авторитет среди исполнителей и слушателей – спасибо репутации нашей филармонии. Интересен размах фестиваля – с одной стороны, и камерность музыки Баха, предназначенной для домашнего исполнения – с другой. Это возможно благодаря уникальности баховского наследия: он может быть разным – и камерным, и всеобъемлющим, и даже таким, как мы себе и не предполагаем. Это отдельно подчеркивают произведения, выбранные организаторами для открытия.  Симфонический концерт с участием Уральского молодёжного оркестра и хора Свердловской филармонии - это не случайность, а закономерность: в современной культурной действительности большие барочные произведения, очень камерные по своей сути – своего рода «домашние радости» – можно воспроизвести только в формате большого симфонического концерта.

- Расскажите, как связано творчество Баха и французская музыка?

При жизни Баха между его музыкой и музыкой французских авторов проводились тонкие и во многом надуманные связи. И дальше – явственней они прослеживаются в творчестве мастеров XIX и первой половины XX века. Они ориентировались на абсолютную красоту, абсолютное совершенство, абсолютную ценность наследия Баха, но очень часто выступали со своего рода встречными контраргументами.

Большинство французских органистов того времени по счастливой, но понятной закономерности оказывались лучшими исполнителями музыки Баха – по-своему, на французских органах, с другим представлением о красоте и в рамках своей музыкальной традиции они заставляли звучать музыку Баха особенно тонко и трепетно.

-3

- Барочная музыка – актуальна ли она сейчас?

Сошлюсь на собственный опыт работы на радио. В наших музыкальных программах мы говорили о разных стилях и направлениях классической музыки. И часто оказывается, что произведение первой половины XVIII века, появившееся 300 лет назад, гораздо разнообразнее и глубже того, что мы слышим от современников. Люди понимают их глубину и находят гораздо больше смыслов и разных других плюсов именно в музыке того времени, которую обычно называют музыкой барокко. История музыки пошла только ей ведомым, но очень правильным путём. Я имею в виду не только Вивальди, Баха, и других, чьи имена ассоциируются с мега-хитами. Самое главное – это была эпоха, в которую чувства, эмоции, сиюминутные непосредственные переживания ставили значительно выше всего, что может нам подсказать разум, хотя с ним тоже всё было в порядке.

-4

- Вы очень много делаете для просвещения слушателей по всей стране.  Как считаете, можно ли сравнить вас с медиатором, который помогает зрителю воспринимать современное актуальное искусство?

Я делаю все, чтобы между исполнителями и слушателями были взаимопонимание и взаимный интерес, доверие и симпатия, и этот «круг доверия» всё больше расширялся. Сегодня для адекватного восприятия музыки и понимания того, что происходит, нужно объяснять её словами, проводить параллели с сегодняшней реальностью. Поэтому я стараюсь дать слушателям пищу для размышлений, воспоминаний, и даже для несогласия. Несогласие — это важная часть слушательской работы. Слушать музыку – это работа, интересная и радостная. Помочь услышать музыку – такая же благодарная работа. С одной стороны, музыка – это высокоорганизованная материя, которую я называю «дружественной к человеческим мозгам», она сама захватывает сознание человека и ведет его в увлекательное путешествие. С другой стороны – к восприятию классической музыки нужно быть готовым, это не всегда возможно, учитывая, что современные люди живут в другом музыкальном контексте, созданном современной популярной музыкой. В этом случае я работаю с простым человеческим любопытством.

- А если бы Бах жил в наше время?

Думаю, он был бы звездой интернета, но уверен, что сам бы он не прилагал для этого никаких усилий. Он просто позволял бы своей работе стать частью медийного пространства. Каким бы оно ни было в наше время.

Материал Елены Некрасовой, фотографии Татьяны Андреевой, Георгий Мамарин.