Найти тему
ДВЕ НАУЧПОПЫ

Две жены в русских сказках. Мотив двоежёнства

В народных сказках часто встречается мотив двоежёнства, когда герой женится дважды. Например, в сказке «Морской Царь и Василиса Премудрая» Иван забыл свою жену Василису и собрался жениться на другой. Сказки с мотивом двоежёнства сохранили две формы первобытного брака. Рассказываем о них.

Две формы брака
В древнем обществе существовало две формы брака.
Первая форма – вольные брачные отношения или групповой брак.
Вторая форма – регламентированный брак.
Во время второго брака первые супруги (из вольных отношений или группового брака) забывались, а мужчины и женщины создавали постоянный брачный союз с другими.

Вольный брак заключался в «мужском доме».

Мужской дом на о. Палау (Микронезия).
Мужской дом на о. Палау (Микронезия).

После обряда инициации холостые юноши не должны были жить со своими родителями. Они вступали в мужские союзы и переходили в мужские дома, где жили коммунами. Их строили глубоко в лесу, далеко от поселений. Там юноши готовились ко взрослой жизни, занимались охотой и учились проводить магические обряды.
Когда в сказках мы читаем, что девушка попала в дом к лесным богатырям, мы имеем дело с отголосками прошлого – мужскими домами.

Женщины в мужских домах
Вход женщинам в мужские дома был строго запрещён, за одним исключением. В мужских домах находились женщины, которые служили мужчинам. Они были женой мужчинам коммуны, выполняли функции жены, часто являлись временной собственностью молодых людей.
В мужских домах были вольные брачные отношения. Женщина могла принадлежать либо всем, либо некоторым (групповой брак), либо одному мужчине по обоюдному согласию. Часто последнее перетекало в постоянный брак.

-3

Положение женщин в мужских домах
У женщины в мужском доме было почётное положение: мужчины относились к ней по-рыцарски, вознаграждали за услуги, снабжали пищей, подарками, не принуждали насильно оказывать своё расположение. Ни один из юношей не мог зайти к женщине в помещение. У некоторых народов родители побуждали дочерей вступать в мужские дома – они не презирались.
Иногда женщины, которых отбирали для служения, уводились насильно, но всё равно к ним относились с почётом.

Регламентированный брак
Понятно, что во время вольных брачных отношений, рождались дети. Чаще всего их убивали. Но если отец был известен, то пара могла образовать постоянный союз.
Женщина в мужском доме могла служить только временно. После служения она возвращалась в своё поселение и выходила замуж, иногда мужем становился член мужского дома. Это уже регламентированный брак – постоянный союз.

-4

Перед уходом из мужского дома женщина проходила ритуал посвящения. Всё, что происходило в мужском, женщина не должна была знать. Поэтому её проводили через мнимую временную смерть и воскрешение, чтобы она сохранила тайну мужского дома, забыла первых мужей и могла вступить в регламентированный брак.
В сказке это отражается реальной смертью женщины: она откусывает отравленное яблоко, укалывается иголкой, шпилькой, ей дарят отравленные вещи.

-5

После обряда посвящения женщина оживала и уходила в поселение, выходила там замуж. В сказках ожившая девушка выходила замуж за Царевича.

-6

Мужчины, уходя из коммуны, тоже вступали в регламентированный брак, а первая жена из мужского дома забывалась.
Так и в сказках герой собирается жениться второй раз где-то в другом царстве, забыв о первой жене. Вторая жена соответствует регламентированному браку, а первая жена – из мужского дома.

В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» герой продан морскому царю. Он уходит к нему, женится на его дочери и возвращается с ней домой. Но Василиса остаётся по дороге ждать мужа и говорит «Со всеми целуйся, не целуй сестрицы, не то меня позабудешь».
Герой целует сестрицу, которая исторически соответствует женщине в лесном доме, и Василиса становится забыта (правда потом напоминает о себе).


Так, мотив двоежёнства в сказках – прямая отсылка к прошлому, к архаичным формам брака.

Брак
50,3 тыс интересуются