Уже через два дня (это просто я пишу с опозданием) с момента одновременного введения эмбарго Евросоюза и потолка цен от G7 на нефтепродукты из России, как из этих правил с легкой руки Еврокомиссии уже "нарисовались" два интересных исключения. Во-первых, на нефтепродукты, которые сделаны из российской нефти (или нефтепродукта) в третьих странах. А во-вторых, в случае смешивания с товаром других производителей.
То есть превращение российского нефтепродукта в нероссийский оказалось не такой уж и сложной задачей. Та ситуация, когда ограничение ввести надо, но инстинкт самосохранения хотя бы на базовом уровне не совсем ещё исчез. Поэтому приходится вводить лицемерные запреты, ничего по факту не меняя, но существенно увеличивая издержки. И в первую очередь - для самих же себя.
Для начала посмотрим на цифры. В 2022 Россия поставляла в Евросоюз порядка 1.2 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, что составляло чуть более 40% всего импорта ЕС. Это если говорить о прямых поставках. Потому что если учитывать поставки через третьи страны, то эта доля (по разным оценкам) и вовсе могла доходить до 50%.
В мае господа "откажемся от всего" европейцы обещали к концу года снизить долю импорта нефтепродуктов из России аж на 90%. Однако получилось ровно наоборот - в стремлении "надышаться перед смертью" (т.е. эмбарго) к январю 2023 объём поставок даже увеличился на 15%.
Добавим сюда действующее с декабря эмбарго ЕС на сырую нефть. И получим то, что такую существенную долю поставок заместить "играя по всем правилам" невозможно в принципе. То есть на бумаге, разумеется, всё идёт по плану. На бумаге и Германия к концу 2022 года стала зависеть только на 15% (а по факту на 40%). И Британия полностью отказалась от нефти ещё летом (по факту переливая и/или смешивая с одного судна на другое в третьей стране).
Что будет теперь. Существенная перестройка нефтяной логистики и увеличение потоков нефтепродуктов из России в Азию, Турцию и Ближний Восток. Откуда они, обогащенные "молекулами свободы" поплывут в Европу. То есть Европа и дальше будет покупать наш бензин, авиакеросин, дизель, мазут. Только у Индии, Китая, Турции и т.д. А индийский бензин и китайский дизель по качеству ну прям как русский. Только дороже.
Тут ведь главное показать, что наказание работает. Пацан сказал - пацан сделал. И неважно, что всё это лишь имитация, причём бьющая по обеим сторонам одинаково неприятно. Да, я тут пишу про Европу, но не надо думать, что для России это лишь веселая прогулка. Нам предстоит изворачиваться как ужам на сковородке.
Однако во-первых, не мы этот цирк начали. Во-вторых, ситуация с нефтью показала нашу высокую адаптивность. Ну и в-третьих, для России это шанс на развитие собственного судостроения, страхования, а также приход на перспективные рынки Азии вместо деградирующей Европы.
А вот господа европейцы непонятно чего в итоге получат, кроме морального удовлетворения от собственного вредительства. Если бы они отказались от российских нефтепродуктов с благой целью поддержать свою нефтепереработку - это одно. Но ведь ископаемое топливо - это враг №1. От него надо отказываться вовсе, а не НПЗ строить. Так что альтернатива только в виде смены поставщика, который будет более дорогой как минимум из-за логистики.
Ну а впрочем, жираф большой - ему видней.