Жила в Ростове уникальная личность. Пётр Андреевич. Фамилию он имел — Стрельцов. Однако многие знали его под именем отца Арсения.
Оказался он там в 1958 году, с приходом весны. Найти его можно было в доме некоей Надежды Петровны, не так давно освободившейся из лагеря.
Поначалу никто о нём особенно не слышал, потому что он вёл весьма скромный и замкнутый образ жизни: редко выходил из дома, а если и выходил, то, в основном, сидел на лавочке около калитки.
Ни с кем почти не общался, да и общаться-то было особенно не с кем: его в городе никто не знал. Однако через некоторое время стали замечать такую странность: начали приезжать в дом Надежды Петровны какие-то посетители.
Позже выяснилось: приезжали они к постояльцу, а не к хозяйке. Попробовали общаться соседи с Надеждой Петровной и выяснили: её жилец необычный квартирант.
Он получил очень хорошее образование: окончил Московский Императорский университет и стал дипломированным историком. Было это в 1916 году.
Вскоре заболел эндокардитом, но опубликовал в это время несколько статей, посвящённых зодчеству Руси раннего периода.
Год Великого Октября ознаменовал в судьбе Стрельцова непростой этап нравственных поисков. Неслучайно он едет в монастырь под названием «Оптина пустынь» и остаётся в качестве послушника.
Через некоторое время становится монахом. Ему присваивают имя Арсений. Чуть позднее он уже иеромонах, потому что церковь тогда нуждалась в новых пастырях.
Наступил 1919 год. Молодого батюшку определили в скромный столичный приход с согласия Патриарха. Эту должность занимал в то время епископ Тихон — человек глубоко духовный и отзывчивый.
В небольшом приходе назначенный на церковную должность являлся третьим священником. Затем после ареста другого пастыря, через год, его сделали вторым священником. Чуть позднее перевели в другую церковь в качестве настоятеля, где он прослужил до декабря 1927 года.
В декабре его заключили под стражу и сослали на север, под Архангельск.
Так началась длинная череда злоключений целеустремлённого священнослужителя.
В этом нет ничего удивительного: Советская власть стремилась под корень уничтожить духовенство, как класс. В ход шли все испытанные средства: ложные доносы, запугивания и многое другое.
После первой ссылки ему даже не дали возможности вернуться в столицу: пришлось находиться на расстоянии ста с лишним километров от Москвы.
Однако и там не оставили священника в покое: опять лишили воли и увезли на север Вологодской области. Там молодой батюшка пробыл целых пять лет.
Тяжело в ту пору было верующим: духовенству строго запретили исполнять церковный устав. Это значит, что нельзя было не только подавать требы (молитвенные обращения к Господу и святым), но и в принципе осуществлять любые литургические действия.
Отец Арсений решил проводить богослужения на дому. Он был вынужден научиться основам конспирации. Приходилось постоянно менять места для дневных и вечерних служб: за ним и его соратниками была установлена круглосуточная слежка.
Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания и обманывать «шпиков», православные старались приходить к батюшке по одному, через определённые промежутки времени. Учитывалось всё: и конкретная «слышимость» помещений, и этажность, и наличие «чёрных» входов в домах.
Однако в то жуткое время даже самая строжайшая конспирация на могла уберечь отца Арсения от доносов и анонимок.
В 1939 году священнику пришлось претерпеть ещё несколько задержаний. Однако все эти неприятности были только «цветочками»: «ягодки» ждали его впереди.
Главным испытанием жизни стал для него лагерь, в котором был установлен «особый режим». В нём он провёл шестнадцать лет жизни! Когда попал туда, узнал: из такого места практически не выбираются на волю.
Однако он выстоял. Выжил и очутился на воле. От одного заключённого по имени Павел получил записку с адресом жены. Тот просил батюшку проведать женщину, которую звали Надежда Петровна.
И так оказался батюшка Арсений в скромной обители «бывшей зечки», которая считала себя атеистом и к церковным атрибутам проявляла недоверие.
Постепенно из разговоров с ним увидела, что он образованный человек и способен разговаривать по душам.
От знакомого Николая, который отбывал срок с её погибшим мужем, узнала, что этот «поп» помог очень многим людям морально.
Он поддержал их в трудную минуту, многих отговорил от самоубийства или других необдуманных шагов, некоторых предостерёг от побега. Были и те, кто болел, а священник за ними ухаживал, отдавал часть своей хлебной пайки.
Жизненные примеры отца Арсения подействовали на хозяйку положительно. Через некоторое время она стала его духовной дочерью.
Жизнь в её доме постепенно стала более оживлённой. Приезжало много людей, которые нуждались в духовной поддержке батюшки. Часто он проводил домашние богослужения. Тех, кому помог подвижник, несчётное множество.
Так на примере отца Арсения можно увидеть, что не перевелись в новое время на Руси святые, что есть в стране те духовные силы, которые помогут преодолеть все невзгоды и возродиться.
И, конечно же, к святым ХХ века можно смело причислить отца Арсения, о котором люди начинают узнавать всё больше правды.