Раннее утро. Наш паром ещё в пути. Над Ла-Маншем жемчужный рассвет…
Кстати, если в Англию мы плыли всего пару часов, то из Халла в Зеебрюгге идёт ночной паром с каютами. Каютки маленькие, четырёхместные – как купе в поезде. Но со своим туалетом (не помню, был ли там душ, но, кажется, был). Есть на пароме и полноценный ресторан, но ужин там надо заказывать заранее и стоит он дорого. Наша группа перекусывала вкусной выпечкой и бутербродами в кафе.
Автобус останавливается возле парка. Осенние цветы во всём великолепии.
Кажется, у каждого, кто побывал в Брюгге, есть фотография этого места. «Озеро любви». Соответственно и парк называется Minnewater.
Фонтан с лошадиными головами.
Предлагаются поездки в конных экипажах. Кстати, лошади все мощные, какая-то, видимо, местная порода. А вот этот извозчик засветился на множестве фотографий и даже попал в календарь. Встретившиеся мне другие местные жители Брюгге (лодочник, кассир и т.п.) тоже были людьми рослыми, с такими вот вытянутыми лицами – и неулыбчивыми. После Великобритании это просто бросалось в глаза.
Кафе на маленькой площади.
Я-то думала, это просто поддатые горожане едут из пивной. Ан нет: скульптура "Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге" (1937 г., скульптор Еф (или Жэф) Клаерхоут). Титан Прометей изображен в виде кучера, прикованный цепью к колеснице. Пегас, крылатый конь, запряжён в пролётку. Обнаженная Леда обнимает лебедя – а это вовсе не лебедь, а главный греческий бог Зевс!
Листайте и посмотрите на морду коня! По-моему, он ржёт от души!
Источники расходятся: по одним, город (или местность) с названием, родственным фламандскому слову «мост», упоминается в III веке, по другим – в 840-875 годах, третьи сообщают, что в VII веке Брюгге уже стал главным городом Фландрии . И был это такой лакомый кусочек, что за него постоянно воевали всякие Бодуэны, Балдуины и Филиппы. Источником богатства были плодородные земли вокруг, производство тканей (наверное, шерстяных), а главное – торговля. Ибо до морского побережья легко было добраться по реке, а потом ещё и глубокие каналы прорыли.
И вот с XII по XV век Брюгге рос и богател, застраиваясь крепкими и красивыми домами купцов и ремесленных старшин, а также церквями и прочими полезными зданиями.
А потом, как пишут, начался упадок города. Канал, ведущий к морю, засорился, гавани тоже стали мелеть. За Фландрию боролись герцогство Бургундия, Франция, Нидерланды, Испания… (государство Бельгия появилось только 23 сентября 1830 ). Да ещё и кровопролитные войны между католиками и протестантами… В общем, оставалось только чуть-чуть торговать с Англией, делать из английской шерсти ткани, плести кружева и варить пиво…
Правда, во второй половине XIX века жители Брюгге поняли, что появились такие странные люди, как туристы. В основном, это были богатые англичане и французы, которые ездили по свету и тратили свои денежки, чтобы посмотреть на красивые и знаменитые места. И тут, как вы понимаете, бюргерцам стало везти...
Более того, им везло и во время двух мировых войн, когда немцы-оккупанты ничего не разрушали, а англо-американские лётчики их не бомбили.
А потом ещё в 60-е годы ХХ века началась масштабная реставрация всей этой средневековой красоты.
Церковь Богоматери построенная в XII—XIII веках. Её высота 122 м, что делает её второй по высоте кирпичной башней / зданием в мире. А внутри хранится единственная скульптура Микеланджело, вывезенная из Италии при его жизни, «Дева Мария с младенцем», она же «Богоматерь Брюгге».
В этой же церкви похоронены легендарный герцог Бургундии Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская.
Четыре скульптуры – композиция "Всадники Апокалипсиса" (скульптор Рик Поот, 1988 г.)
Как известно, всадники описаны в Откровении Иоанна и считается, что они олицетворяют Голод, Чуму, Войну и Смерть, их появление предшествует концу света. Кто из них кто – здесь, по-моему непонятно. Но странное украшение для городской площади.
Зачем, ах зачем такие мрачные мысли в это пряничном городе? Лучше полюбуемся на цветы, яркие ставни и смешные манекены в окнах. Судя по вывеске, это салон антикварной мебели.
Там даже Мэрилин Монро есть.
Увеличьте фотографию – будет эффектнее!
На этой пристани нашу группу усаживают в небольшую моторную лодку. Но нам с Ларисой места не хватает! Приходится ждать следующую.
И эту увеличьте...
И вот в компании иностранцев отправляемся в путь. По-моему, лодочник что-то рассказывал по-английски, но так – по минимуму. В основном мы сами любовались.
Жителям Брюгге словно недостаточно того, что их дома выглядят иллюстрациями к сказке. Они ещё и украшают их милыми и странными скульптурами.
А какие симпатичные старинные мостики!
Вдруг люди в лодке заволновались и защёлкали фотоаппаратами. Оказывается, этот пёсик – тоже одна из достопримечательностей Брюгге (по-моему, он даже в знаменитом фильме засветился). Его звали Фидель, и он целые дни проводил на этом окне. В 2016 г. его не стало.
Герб Брюгге: лев и медведь.
Вбок уходит другой канал, над которым высится здание Гражданской ложи (с башенкой) – 14 век. В нем собирались самые достойные бюргеры Брюгге, здесь у них было что-то вроде своего клуба. В свое время именно здесь находилась гавань Брюгге, куда приплывали морские корабли. Сейчас площадь носит имя живописца Ван Эйка, памятник которому там же установлен.
Симпатичные детали городской архитектуры.
Лодка опять ныряет под мосты, и открываются новые ракурсы...
А вот и наша группа плывёт навстречу!
Какое-то важное здание, украшенное рельефами с изображениями ремёсел Фландрии.
Кстати о ремёслах! В Брюгге изготавливается оригинальное кружево.
Продолжаем экскурсию пешком. Это проход на площадь Бург.
Площадь Бург. Именно отсюда начинался город, здесь стоял замок местного феодала (бург -- "крепость", а уже потом "город"). Небольшое, но очень красивое здание слева, с позолотой, -- это базилика Святой Крови.
Нижняя его часть, романская капелла, выстроена в 1139—1149, верхняя готическая — около 1480 г., фасад 1529—1534 гг. По преданию, Дитрих Эльзасский в 1150 году привёз в эту церковь несколько капель крови Христа. Утверждают, что раз в год высохшая кровь, заключённая в прозрачную капсулу, снова становится жидкой...
Ратуша Брюгге — здание городского совета. Памятник готической архитектуры XV века. Оно украшено каменными статуями графов и графинь Фландрских. Это копии позолоченных исторических статуй, приписывавшихся Яну ван Эйку, которые были уничтожены во время Французской революции и восстановлены лишь в середине XX века.
На восточной стороне площади Бург расположено великолепное здание, в котором сегодня размещается исторический музей «Brugse Vrije» («Свобода Брюгге») и городской архив. Ранее, до 1984 года, это был дом правосудия.
Идём дальше. Как и во многих старинных городах, всё время хочется свернуть в какой-нибудь узкий проход и уютный дворик.
Выходим на площадь Гроте Маркт, то есть Большой рынок. По периметру, как водится, выстроены дома богатых купцов. Кстати, утверждают, что прямоугольный дом с часами — старейший. Не очень верится. Или же он был перестроен в 19-20 вв. Потому что — чем стеклили такие огромные окна в Средние века? Вообще сведения в интернете очень противоречивы...
В центре памятник, как я предположила, местным Минину и Пожарскому. Угадала почти на 100%! Это мясник Ян Брейдель и ткач Питер де Конник, которые героически сражались в 1302 году за независимость Фландрии от Франции.
Если я правильно поняла, то слева неоготическое здание, построенное в конце 19 века. Справа административное здание, в котором располагается правительство провинции Фландрия.
Красивое крыльцо... И усталый человек, который смотрит на беспечных туристов...
И вот она, красавица Белфорт, она же Беффруа — средневековая колокольня XIII века, с которой бросился вниз герой Брендона Глисона в фильме «Залечь на дно в Брюгге». Разумеется, место знаковое не поэтому. За плату можно подняться по 366 ступеням наверх и полюбоваться городом сквозь частую сетку. Я не поднималась, о чём ныне жалею.
Зато я прошла во внутренний двор. Он тоже красивый, типично средневековый.
На одной из крыш обнаружились золочёные улитки. Интересно, почему они были выбраны? Может, как иллюстрация какой-нибудь мудрости типа "Тише едешь — дальше будешь"?
В Брюгге много старинных (или стилизованных под старину) вывесок,
но эта просто шедевр.
А эта оплетённая плющом башня относится к историко-археологическому музею Груутхузе. Естественно, само здание тоже старинное.
Статуя Луи Груутхузе на коне украшает нижний передний фасад здания. Под статуей начертан девиз «Plus est en Vous». Дословно переводится "В тебе есть больше", а смысл, я думаю: "Ты способен на большее".
В Брюгге очень много изображений Девы Марии и прочих религиозных скульптур. Видимо, здесь католическая религия преобладает над протестантской.
Ягнёнок (агнец) с крестом — символ Христа, принесшего себя в жертву.
Последний пункт наших странствий — бегинаж «В винограднике». Бегинаж, кажется, чисто фламандское изобретение. Это была закрытая территория, обычно обнесённая стенами и даже окружённая рвом с водой. За стенами жили одинокие женщины: вдовы, девицы, жёны ушедших в поход крестоносцев. Жили скромно, много молились (в бегинаже обязательно была церковь или часовня), занимались рукоделием. Но могли и выйти замуж.
По дороге к автобусу успеваю заметить ещё такой умиротворяющий вид.
И чудесную скамейку.
Как же не хочется покидать этот волшебный город!
А сейчас, заново насмотревшись в интернете чужих фотографий и начитавшись о его достопримечательностях, хочу непременно вернуться туда. Только не на двухчасовую экскурсию, а хотя бы денька на два...
Понравилось? Ставьте "лайк"!
До следующих встреч!