Материал от 9.07.2019
Переберемся, так скажем, на другую сторону баррикады и поговорим об артистах. В отличие от организатора артисты ничем не рискуют и практически всегда остаются в выигрыше, поскольку получают гонорар за свое выступление зачастую независимо от финансового результата организатора. Многие обыватели до сих пор думают, что артист сам выбирает, в какой город ему поехать, сам делает себе концерт и зарабатывает баснословные деньги. Но здесь все не совсем так.
На каждом сайте или в паблике артиста есть информация с пометкой “booking”, а рядом электронная почта или телефон концертного директора. Кто это такой? Концертный директор выступает звеном между организатором и артистом, можно сказать, это человек, который продает концерт. Как правило, концертный директор получает % с продажи или фиксированное вознаграждение, это уже зависит от договоренностей внутри коллектива, обычно эта сумма составляет от 5 до 20% гонорара. Казалось бы, работа непыльная, организаторы сами звонят и пишут, а директор только отвечает на почту и зашибает деньги, сидя у себя дома или отдыхая на Мальдивах со своим гаджетом и интернетом. Нет. Концертный директор в первую очередь несет ответственность за удачное проведение концерта перед всем коллективом. В его обязанности входит не только выбрать дату и город, но и заключить договор, получить предоплату, проследить за выполнением технического и бытового райдера, определиться с логистикой и выбрать варианты передвижений, гостиницу и т.д. Если вдруг организатор «косячит», то это контролирует концертный директор. Конечно, в больших коллективах есть целый штаб: бухгалтер рассчитывает каждого участника, технический директор согласовывает райдер по звуку, свету и сцене, тур-менеджер решает вопросы в городе, например, время выезда группы на саунд-чек или в аэропорт, забирает суточные, но первый человек, который определяет, работать с организатором или нет, является концертный директор. Чем этот человек опытнее, тем выше вероятность определения оптимального гонорара, а значит, артист заработает больше. Также не стоит забывать про рынок корпоративов, выступлениях на фестивалях, городских праздниках и т.д. Обычно гонорар за такие выступления в 2 (а у некоторых и в 3) раза больше.
В России не так много опытных и грамотных концертных директоров. В больших коллективах вся работа отлажена годами, но их директора полностью интегрированы в процесс, это их основная работа. Конечно, есть концертные директора, которые занимаются сразу несколькими артистами, обычно такая схема практикуется на лейблах, где есть определенный пул артистов. У каждого опытного директора уже имеется список организаторов, с которым он работает в том или ином регионе, это проверенные люди, в которых он уверен, а значит, концерт пройдет удачно и все обязательства будут выполнены. Именно поэтому организатору важно не потерять доверие концертного директора, потому что он рискует потерять артиста и испортить с ним отношения. Концертный рынок – очень тесное поле, многие организаторы и артисты общаются между собой, поэтому информация о любых конфликтах или недобросовестной работе узнают достаточно оперативно. Самая стандартная ситуация: организатор не смог продать нужное количество билетов на концерт, уходит в минус, начинает просить у концертного директора скидку на гонорар или сэкономить на каких-то конкретных позициях. Допустим, они не могут договориться, у организатора нет денег, а артист отказывается выступать без части гонорара или надеяться на то, что с ним рассчитаются позже. Далее идет отмена концерта. Некоторые из вас могли видеть информацию с формулировкой «концерт отмене по вине организатора». Скорее всего, произошла ситуация, описанная выше, либо организатор грубо нарушил условия райдера, например, по технической части. Иногда можно встретить формулировку «концерт отменен по техническим причинам», но на самом деле причины, скорее всего, заключаются в плохих сборах, а организатор и директор договариваются об отмене или переносе. Конечно, бывают и исключения, артист может заболеть, у него могут произойти какие-то тяжелые жизненные обстоятельства, которые не дают провести концерт в городе, тогда причины действительно «технические». Если концерт отменяется, то организатор выплачивает артисту неустойку в виде 50% гонорара, а иногда и вовсе просит все 100%, а организатор попадает в «черный список», и с ним вряд ли продолжится работа (по крайней мере, конкретного коллектива). Именно поэтому артист почти всегда остается в выигрыше.
Один мой коллега хотел провести большой концерт в своей городе, отправил артисту предоплату в 1 млн рублей, но, к сожалению, сборы были низкими настолько, что отмена концерта в его случае была самым выгодным вариантом. Он так и поступил, отменил концерт, а коллектив оставил 1 млн рублей в качестве неустойки. К слову, ни в какой черный список он не попадал, поскольку адекватный менеджмент артиста воспринял это вполне нормально и не отказался от дальнейшей работы с организатором. А вот другой коллектив попал в такую же историю, только там уже речь шла о 3 городах, предоплата за каждый была 500 тысяч. Мой коллега был вынужден отменить все 3 концерта, потерял деньги, а артист на всех своих ресурсах написал, что мероприятие отменено по вине организатора, удержал с него неустойку, и в конечном итоге занес в черный список, прекратив дальнейшую работу. Другая ситуация: мой друг из Челябинска делал концерт украинского исполнителя, на который продал все билеты. Казалось бы, все круто, организатора ждет аншлаг, артиста полный зал фанатов, но в последний момент все сорвалось по политическим причинам, исполнитель не мог выехать из страны, концерт пришлось отменить. При этом речь ни о каких неустойках даже и не шла, менеджмент исполнителя адекватно отреагировал на ситуацию и сказал, что вернет организатору гонорар. Однако вы все знаете из Темы №1, что помимо гонорара организатор несет кучу других затрат, и в этой ситуации их ему никто не возмещал. Таким образом, при аншлаге мой коллега потерял деньги на рекламу, комиссию касс, понес имиджевые потери и, что уж там говорить, хапнул неслабого горя с этой отменой, потому что это всегда, по-русски говоря, тот еще геморрой.
Если говорить об артистах средних эшелонов, то там концертный менеджмент зачастую более снисходителен к низким сборам, многие директора идут на уступки по гонорару, урезают размер суточных, соглашаются на упрощение технического райдера. Для таких артистов отмена не даст ничего хорошего, поэтому важен сам факт проведения концерта. Как я уже говорил, все организаторы общаются друг с другом, и если в каждом городе будет отмена, то скорее всего, никто не заинтересуется таким артистом. В любом случае, все решают человеческие отношения. Концертный директор может утопить организатора, а может пойти на уступки, здесь уже все зависит от запросов и манеры поведения каждого. Организаторы могут повлиять на артистов, если речь идет о туре. Предположим, у меня была ситуация, когда я вписался в тур одной успешной группы, гонорар которой составлял 1 млн рублей. Наступил момент, когда продажи тупо встали, и все организаторы тура объединились друг с другом, чтобы поделиться информацией о продажах: картина у всех была одинаково хреновая. Когда встал вопрос о том, проводить концерт или нет, каждый из нас понимал, что нужно либо отменять концерт, либо как-то договариваться с менеджментом. Директор отнесся с пониманием, хоть это было и вынужденно (все-таки отмена целого тура группы было равно катастрофе), в итоге пошел на уступки и уменьшил гонорар. Опять же многие из нашей связки практически ничего не заработали, а группа поняла реальную картину происходящего, в том числе, своих сборов в России. Это вполне нормальная ситуация, совершенно не значит, что кто-то под кого-то прогнулся или попытался кого-то кинуть, просто так сложились обстоятельства.
Но у зарубежных артистов все обстоит по-другому, потому что там схема работы немного отличается от отечественной. Во-первых, организатор из региона, скорее всего, никогда не сможет написать менеджменту Scorpions и забукировать их на свой город (исключением могут быть лишь корпоративные истории). Это может сделать только агент, в роли которого обычно выступают крупные концертные компании. Такая компания букирует артиста сразу на несколько городов, составляя небольшой (ну или большой) тур по России. И именно эта компания несет ответственность перед иностранным менеджментом за весь тур независимо от того, кто занимается организацией концерта на местах. Таким образом, вырисовывается схема: иностранный артист – крупный промоутер по России – локальный организатор. Иногда крупные промоутеры могут дробиться еще на несколько звеньев, раскидывая города между собой. Чаще всего такие крупные компании просто либо перепродают концерт местным организаторам, зарабатывая при этом хорошие деньги, либо работают в долях, либо проводят все самостоятельно. Во многих контрактах прописана невозможность отмены концерта при любых обстоятельствах, поэтому местный организатор чаще всего страдает от этого.
Приведу простой и понятный пример, но из этических соображений сделаю это без имен, но с реальными цифрами. Крупная московская компания предложила зарубежному артисту тур по России на 20 городов, при этом гонорар за каждый концерт составлял в районе 50 000 $. Далее она начала выходить с предложениями к своим партнерам в регионах, при этом называя гонорар уже в 100 000 $. Стоит отметить, что в эту сумму входила еще дорожная доля и часть аппарата, который группа везла с собой по всему туру. Но помимо всего прочего, местный организатор должен был переплатить, плюс ко всему нес расходы, связанные с проживанием и содержанием сотрудников этой московской компании, которые приехали, чтобы контролировать весь процесс. По итогу в этой связке больше всего страдал местный организатор, потому что его расходы были на 30% выше, чем при работе напрямую. Во многих городах проект прошел в минус, организаторы несли большие убытки, а крупный промоутер заработал свои деньги. Справедливости ради нужно отметить, что именно эта крупная компания несла ответственность перед артистом в том случае, если бы организатор совсем слился и отменил концерт. Но это не так уж страшно, ведь до этого он отправлял предоплату, которая на секундочку составляла как минимум полный гонорар артиста в 50 000 $. Такой вот рынок.
Раз уж я обещал поиграть в Дудя и немного рассказать про артистов, то давайте, ведь это по большому счету не такая уж и закрытая информация. Самые дорогие артисты на сегодняшний день в России – это Земфира, Ленинград, Руки Вверх. Понятно, что речь идет о миллионах, от 4 до 10 миллионов рублей. Почему такой диапазон, я позже тоже объясню. Из лэйблов самый большие гонорары всегда были у Black Star, причем не буду врать, эти суммы чаще всего неадекватно завышены и не соответствуют сборам артистов. Самыми дорогими были Тимати и Егор Крид, но их сборы, конечно, это небо и земля (если брать соответственно, то земля и небо). После того, как Крид ушел, его гонорар стал даже выше и составляет около 2,5 млн рублей, что, в общем, тоже вполне дороговато. Сразу же скажу, это вовсе не значит, что артист кладет все деньги в свой карман, на него же трудится целая команда: концертный директор, звукорежиссер, режиссер по свету, диджей, у кого-то есть шоу-балеты, а еще тур-менеджер, оператор, пиарщик, костюмеры, бухгалтерия и т.д. Да и цены на клипы, производство контента для шоу и прочие затраты тоже измеряются в миллионах. Поэтому, если вы слышите гонорар артиста, не спешите кричать о том, что он зажрался, чаще всего он получается от 30 до 50% этой суммы, а на лейблах и 30% - это потолок, чаще всего меньше. Вообще, конечно, не хотелось бы озвучивать гонорары всех подряд, потому что эта информация есть в открытом доступе и чаще всего приближена к реальности. А если уж очень интересно, то всегда можете написать на почту букинга любого исполнителя, правда не факт, что вам там ответят.
Вернемся к тому, почему у топ-исполнителей гонорары колеблются от и до. В последнее время многие артисты перешли к работе на процент от прибыли. Сборы в городах могут сильно отличаться, поэтому, конечно, просить 2 миллиона за Саратов и Екатеринбург – это глупость, хотя раньше примерно так и было. Многие артисты работают с проверенными организаторами по нескольким популярным схемам. Первая: прибыль делиться в процентном соотношении 70/30 или 80/20 в пользу артиста. Вторая: организатор просто зарабатывает небольшой % (обычно 5%) со всей выручки. Следовательно, артист может заработать в небольшом Саранске, скажем, 3 миллиона рублей, а в Екатеринбурге или Казани и вовсе 6 миллионов. Все вполне справедливо. Но именно поэтому организаторам становится тяжелее работать, ведь если раньше при адекватном гонораре и успехе артиста он мог заработать с концерта сумму примерно равную гонорару, то при описанных выше схемах это меньше в несколько раз.
В последнее время концертный менеджмент многих артистов оставляет желать лучшего, потому что у молодых и хайповых проектов роль директора выполняет какой-то хороший друг, который в этом совершенно не профессионал. Такой человек в 95% случаев неадекватно оценивает гонорар, он либо сначала сильно дешевит, либо чуть позже поднимает гонорар до запредельных сумм. Такие люди очень часто соглашаются на пакетные предложения организаторов в стиле «давай я заберу у тебя 20 городов», потому что это удобно, а потом промоутер не справляется с объемом и начинаются проблемы. Все хотят денег здесь и сейчас, все боятся упустить момент, отсюда всплывает непрофессионализм, жадность и неадекватное поведение. О чем говорить, если в последнее время концертный директор набирающего популярность артиста может менять условия чуть ли не на ходу. Возьмем условного молодого исполнителя, чей директор весной выстроил тур на 10 городов с гонораром 500 тысяч. Так получилось, что артист стремительно набрал популярность, выпустил еще один хит и к осени его адекватная цена намного выше. Директор начинает говорить о том, что гонорар должен быть больше, но ведь они с организатором уже, грубо говоря, ударили по рукам. Такое тоже очень часто бывает, к сожалению. Я уже молчу про полную некомпетентность в вопросе у некоторых действительно крутых молодых ребят. Достался бы им грамотный концертный директор, и уже мокрые кроссы превратились бы в лучшие кроссовки СНГ.
Есть и другие примеры – букинг-агентства. Такие компании работают с артистом на проценте с продаж, сами выстраивают весь тур, занимаются рекламой, бронируют клубы, гостиницы, везут с собой аппарат, в общем, вполне обходятся без местного организатора. Одни из таких первопроходцев – Booking Machine. К слову, в таком формате компания работает и по сей день, при этом здорово выросла, и артисты зарабатывают пропорционально своему успеху в каждом городе. Такой формат тоже имеет место быть, более того некоторые топовые группы и артисты тоже на него переходят, как я уже писал выше.
Напоследок расскажу о том, почему даже хорошие отношения с группой не гарантируют организатору дальнейшую работу с коллективом. Допустим, промоутер всю жизнь возил группу Сплин (просто пример) в городе Ижевск. Но произойти может что угодно. Например, старый концертный директор уволился, а новый дружит с другим организатором из Ижевска и уверен в нем больше. Таким образом, старый организатор теряет проект. Или другая ситуация: появилась крупная компания, которая выкупил у группы целый тур на полстраны, а она не нуждается в услугах старого организатора, и теперь проект опять от него ушел. Некоторые организаторы мотивируют концертных директоров различными бонусами, премиями, это можно назвать своего рода откатом, как хотите. Но даже и это не всегда гарант того, что артист продолжит работать с определенным человек. В последнее время рынок серьезно меняется, и многие организаторы не хотят, чтобы это все превращалось в такую условную концертную проституцию, поэтому, как и везде, очень ценятся люди, способные держать свое слово и выполнять обозначенные договоренности. Но, как говорится, ничего личного, это всего лишь бизнес.
Концертный бизнес – это бизнес отношений. Каждый сам вправе выбирать стратегию развития: урвать сегодня и сейчас или жить долго и обрастать надежными партнерами. Я со временем тоже стал концертным директором, оказавшись, как я уже заметил, по ту сторону баррикады. Мой опыт организатора во многом мне помогает и по сей день, потому что я видел и знаю всю кухню изнутри, причем с обеих сторон. Это часто помогает и в переговорах, и в определении гонорара, и в нахождении компромиссов. Я не хочу себя нахваливать или наоборот, потому что оценивать мою работу в качестве концертного директора могут организаторы, с которыми я работал, и артист. Ровно также, как мою работу организатора должны оценивать зрители и концертные директора артистов.
Напоследок скажу банальную вещь, организатор, как и концертный директор, всегда должен работать над своей репутацией, этот ресурс в нашей деятельности не менее ценен, чем деньги. Тем более, что количество артистом, концертных директоров и организаторов очень стремительно растет.