Фильм Гильермо Дель Торо — одно из самых ярких впечатлений 2006 года. Года, вообще небогатого на впечатления. Но "Лабиринт фавна" стоит особняком. Знаете, таким элегантным особняком, в подвале которого хранится множество интригующих и пугающих тайн.
Я давно пресытился лит. произведениями, писанными в жанре магического реализма и принадлежащими, понятное дело, перу южноамериканцев, однако ж, Дель Торо с успехом удалось перевести эту удивительную атмосферу важного и емкого параллельного мира, существующего бок о боком с нашим, в кинематографическую плоскость.
Маленькой девочке, которая живет в просторном доме, нашпигованном, словно консервная банка, вытянутыми по струнке шпротами-фашистскими офицерами, при помощи фантастического существа фавна удается изыскивать лазейки, дабы попадать в потусторонний мир, где ее ждут жестокие испытания. Лишь пройдя через все из них, она может попасть в тот радужный и яркий, трижды параллельный мир, где была когда-то принцессой.
Фантазия и талант Гильермо Дель Торо потрясают. По умолчанию шокирующая реальность, — время которой принадлежит прошлому, 1944 году, — блекнет по сравнению с миром сказочным, потусторонним, блекнет именно по эмоциональному воздействию. Садизм испанских фашистов, мучения обреченных партизан, унижения женщин, в том числе матери героини, теряют всё свое значение. Более того, эти сцены довольно скучно смотреть. И это притом, что жестокость главного отрицательного героя, капитана, отчима нашей юной героини, не поддается никакому описанию. Лишь в моменты наивысшей откровенности камеры, когда в ход идет брутальный натурализм — то есть когда, например, этому самому капитану режут ножом рот, а он потом самостоятельно его зашивает, — сердце ёкает от отвращения.
Но зато когда "приземленная" принцесса лезет в корни усохшего дерева, чьи жизненные соки высосала гигантская жаба, — вот эти сцены, звучащие в пересказе довольно пресно, цепляют по-настоящему. Видимо, это "мое" кино. Кино, которое я всегда хотел увидеть, и торкающее как в детстве сказки братьев Гримм: торкающие в момент прочтения, но особенно торкающие после, когда смысловой и визуальный пласты отлежались, отпечатались в памяти, и начинают распускать свои длинные белые руки с тонкими мокрыми пальцами страха.
Контраст между миром реальным и миром ирреальным достигается, может быть, именно за счет этой разницы: между кином стандартным, когда используются стереотипы, какие-то шаблоны, как в сценах с фашистами, и кином волшебным, когда в голове у Дель Торо что-то переключается, и он начинает использовать весь свой своеобразный, самобытный талант оригинального фантазера. Это подтверждается уже хотя бы тем, с какой обыденностью в финале фильма капитан стреляет в сердце своей приемной дочери, а потом поворачивается и уходит.
Интересно, что один из моих любимых романов, дебютный роман Хулио Кортасара "Выигрыши" по сути является зеркальным отражением фильма Гильермо Дель Торо. В "Выигрышах" невыразительность вымышленного мира при всей его изощренности только почеркивает каллиграфическую выразительность "примитивного", реалистического, якобы невымышленного мира. В "Лабиринте" — всё наоборот.
Фильм не безупречный, но насколько впечатляет! Великолепный фильм для инфантильных взрослых. Мечта об утраченном рае .
Скажу еще, что при просмотре фильма я поймал себя на мысли, не приходящей в голову с детства: а ну как щас все эти фавны и прочие чудовища возьмут в руки "калаши" и пойдут восстанавливать справедливость на стороне красных? Но этого не происходит. Одна из многих жестоких трезвых истин, которые часто нарушаются, но все же предъявляются в фильме, заключается в том, что в каждом мире действуют свои законы. И тому, чужому, параллельному миру как-то скучно взаимодействовать с нашим; "обычная", тривиальная мораль его не интересует. В этом заключается (вот тут не знаю, ставить кавычки, или нет) "реалистичность" фильма.
Когда-то Гильермо явно принадлежал чужому миру, но сейчас уже почти принадлежит нашему, возвращаясь в тот мир лишь набегами.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер и автор сценария: Гильермо дель Торо.
Оператор — Гильермо Наварро.
Композитор: Хавьер Наваррете.
В главных ролях: Ивана Бакеро, Сержи Лопес, Дуг Джонс.
В ролях: Ариадна Хиль, Изабель Верду.
Интересные факты о фильме:
- Гильермо дель Торо считает этот фильм очень личным. Съемки были такими напряженными, что режиссер каждую неделю худел на три килограмма.
- Слово режиссера: "Дети не такие вечно счастливые существа, как кажется. Они помнят боль, зло и обман, просто редко говорят о своих потрясениях. Такой фильм невозможно снять в Голливуде — там принято изображать детей по-другому. Я люблю фильмы, где юные создания погружаются в реальную действительность: например, "Ночь охотника", "Забытые" или "До свиданья, дети". Детям все время говорят, что делать и что думать, и для познания мира необходима смелость. Офелия входит в фантастический мир не для того, чтобы убежать от действительности, а чтобы познать ее. На мой взгляд, фильм именно об этом. Фашизм — это возможность действовать только определенным образом. Свобода — это возможность выбора, нечто вроде лабиринта: можно пойти вправо или влево. Всегда есть варианты".
- Дель Торо назвал "Лабиринт фавна" "мрачной сказкой о фашизме".
Читайте также: