Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Лабиринт Фавна (2006, США - Мексика, сказка / военный / драма): Пор фавор, без лишних слов

Фильм Гильермо Дель Торо — одно из самых ярких впечатлений 2006 года. Года, вообще небогатого на впечатления. Но "Лабиринт фавна" стоит особняком. Знаете, таким элегантным особняком, в подвале которого хранится множество интригующих и пугающих тайн.
Я давно пресытился лит. произведениями, писанными в жанре магического реализма и принадлежащими, понятное дело, перу южноамериканцев, однако ж, Дель Торо с успехом удалось перевести эту удивительную атмосферу важного и емкого параллельного мира, существующего бок о боком с нашим, в кинематографическую плоскость. Маленькой девочке, которая живет в просторном доме, нашпигованном, словно консервная банка, вытянутыми по струнке шпротами-фашистскими офицерами, при помощи фантастического существа фавна удается изыскивать лазейки, дабы попадать в потусторонний мир, где ее ждут жестокие испытания. Лишь пройдя через все из них, она может попасть в тот радужный и яркий, трижды параллельный мир, где была когда-то принцессой.
Фантазия и талант Гильер

Фильм Гильермо Дель Торо — одно из самых ярких впечатлений 2006 года. Года, вообще небогатого на впечатления. Но "Лабиринт фавна" стоит особняком. Знаете, таким элегантным особняком, в подвале которого хранится множество интригующих и пугающих тайн.

Я давно пресытился лит. произведениями, писанными в жанре магического реализма и принадлежащими, понятное дело, перу южноамериканцев, однако ж, Дель Торо с успехом удалось перевести эту удивительную атмосферу важного и емкого параллельного мира, существующего бок о боком с нашим, в кинематографическую плоскость.

Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Маленькой девочке, которая живет в просторном доме, нашпигованном, словно консервная банка, вытянутыми по струнке шпротами-фашистскими офицерами, при помощи фантастического существа фавна удается изыскивать лазейки, дабы попадать в потусторонний мир, где ее ждут жестокие испытания. Лишь пройдя через все из них, она может попасть в тот радужный и яркий, трижды параллельный мир, где была когда-то принцессой.

Фантазия и талант Гильермо Дель Торо потрясают. По умолчанию шокирующая реальность, — время которой принадлежит прошлому, 1944 году, — блекнет по сравнению с миром сказочным, потусторонним, блекнет именно по эмоциональному воздействию. Садизм испанских фашистов, мучения обреченных партизан, унижения женщин, в том числе матери героини, теряют всё свое значение. Более того, эти сцены довольно скучно смотреть. И это притом, что жестокость главного отрицательного героя, капитана, отчима нашей юной героини, не поддается никакому описанию. Лишь в моменты наивысшей откровенности камеры, когда в ход идет брутальный натурализм — то есть когда, например, этому самому капитану режут ножом рот, а он потом самостоятельно его зашивает, — сердце ёкает от отвращения.

Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Но зато когда "приземленная" принцесса лезет в корни усохшего дерева, чьи жизненные соки высосала гигантская жаба, — вот эти сцены, звучащие в пересказе довольно пресно, цепляют по-настоящему. Видимо, это "мое" кино. Кино, которое я всегда хотел увидеть, и торкающее как в детстве сказки братьев Гримм: торкающие в момент прочтения, но особенно торкающие после, когда смысловой и визуальный пласты отлежались, отпечатались в памяти, и начинают распускать свои длинные белые руки с тонкими мокрыми пальцами страха.

Контраст между миром реальным и миром ирреальным достигается, может быть, именно за счет этой разницы: между кином стандартным, когда используются стереотипы, какие-то шаблоны, как в сценах с фашистами, и кином волшебным, когда в голове у Дель Торо что-то переключается, и он начинает использовать весь свой своеобразный, самобытный талант оригинального фантазера. Это подтверждается уже хотя бы тем, с какой обыденностью в финале фильма капитан стреляет в сердце своей приемной дочери, а потом поворачивается и уходит.

Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Интересно, что один из моих любимых романов, дебютный роман Хулио Кортасара "Выигрыши" по сути является зеркальным отражением фильма Гильермо Дель Торо. В "Выигрышах" невыразительность вымышленного мира при всей его изощренности только почеркивает каллиграфическую выразительность "примитивного", реалистического, якобы невымышленного мира. В "Лабиринте" — всё наоборот.

Фильм не безупречный, но насколько впечатляет! Великолепный фильм для инфантильных взрослых. Мечта об утраченном рае .

Скажу еще, что при просмотре фильма я поймал себя на мысли, не приходящей в голову с детства: а ну как щас все эти фавны и прочие чудовища возьмут в руки "калаши" и пойдут восстанавливать справедливость на стороне красных? Но этого не происходит. Одна из многих жестоких трезвых истин, которые часто нарушаются, но все же предъявляются в фильме, заключается в том, что в каждом мире действуют свои законы. И тому, чужому, параллельному миру как-то скучно взаимодействовать с нашим; "обычная", тривиальная мораль его не интересует. В этом заключается (вот тут не знаю, ставить кавычки, или нет) "реалистичность" фильма.

Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Когда-то Гильермо явно принадлежал чужому миру, но сейчас уже почти принадлежит нашему, возвращаясь в тот мир лишь набегами.

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер и автор сценария: Гильермо дель Торо.
Оператор — Гильермо Наварро.
Композитор: Хавьер Наваррете.

В главных ролях: Ивана Бакеро, Сержи Лопес, Дуг Джонс.
В ролях: Ариадна Хиль, Изабель Верду.

Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Интересные факты о фильме:

  • Гильермо дель Торо считает этот фильм очень личным. Съемки были такими напряженными, что режиссер каждую неделю худел на три килограмма.
  • Слово режиссера: "Дети не такие вечно счастливые существа, как кажется. Они помнят боль, зло и обман, просто редко говорят о своих потрясениях. Такой фильм невозможно снять в Голливуде — там принято изображать детей по-другому. Я люблю фильмы, где юные создания погружаются в реальную действительность: например, "Ночь охотника", "Забытые" или "До свиданья, дети". Детям все время говорят, что делать и что думать, и для познания мира необходима смелость. Офелия входит в фантастический мир не для того, чтобы убежать от действительности, а чтобы познать ее. На мой взгляд, фильм именно об этом. Фашизм — это возможность действовать только определенным образом. Свобода — это возможность выбора, нечто вроде лабиринта: можно пойти вправо или влево. Всегда есть варианты".
  • Дель Торо назвал "Лабиринт фавна" "мрачной сказкой о фашизме".
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна" (2006)

Читайте также:

Режиссеры мирового кино (избранное)
Владимир Гордеев25 июня 2022