Найти в Дзене

Святилище Перуна под Новгородом, или всё таки нет?

Оглавление

Когда в 1951 г. Валентин Васильевич Седов раскопал Перынский холм и нашел что-то с кострами по периметру и столбом по середине, вопросов казалось бы не осталось. Вот оно святилище Перуна. Вот вам его реконструкция. Когда в 1952-53 гг. в той же Перыни, тем же Седовым было откопано второе такое же нечто, но уже без костров и столба по середине, вопросы возникли, но на тот момент остались без ответа. Когда в 1995 году Владимир Яковлевич Конецкий и Лев Самойлович Клейн попытались ответить на этот, опираясь только на материалы Седова и раскопки аналогичных памятников, и вердикт их был суров и непреклонен. Святилища нет - есть только срытые сопки. И наконец, когда в 2022 году карты сложились так, что Центру адекватных исследователей случилось продолжить исследования в Перыни, казалось можно уже дать ответ. Но кажется вопросов стало только больше...

Не претендуя пока на какие-либо глобальные выводы, очень сырые и предварительные итоги раскопок в Перыни в 2022 году, рассказанные мною на конференции "Новгород и Новгородская земля. История и археология" в текстовом виде (видео версия доступна по ссылке ниже).

Раскопки в урочище «Перынь» в 2022 году
-2

История изучения урочища Перынь

В сентябре-октябре 2022 года сотрудниками Центра археологических исследований Новгородского университета были проведены археологические исследования на южной окраине Великого Новгорода, на территории урочища Перынь, где в настоящее время располагается Перынский Рождества Богородицы скит Юрьева монастыря.

Исторически Перынь представляла собой остров, находившийся между реками Прость, Ракомка и Волхов. После строительства в 1960-х годах дамбы для прокладки дороги к турбазе, пойма реки Прость заметно уменьшилась и сильно заболотилась. В результате остров превратился в полуостров, а затем — во всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков.

Считается наиболее вероятным, что название урочища связано с именем языческого бога Перуна, установление культа которого в Новгороде относится, согласно Новгородской первой летописи, к 980 г. Позже на территории урочища был основан Перынский Богородицкий монастырь, впервые упоминаемый в летописи под 1386 г. Древнейшей сохранившейся монастырской постройкой является каменный храм Рождества Богородицы (сооружен в 30-40-е годы XIII в.).

-5

Интерес к расположенному под Новгородом урочищу появился у исследователей уже в первой половине XIX столетия. Перынь, как возможное место расположения святилища Перуна, упоминается в публикациях митрополита Евгения (Болховитинова), Зориана Доленга-Ходаковского, Ивана Леонтьевича Неронова, Михаила Петровича Погодина и архиепископа Макария (Миролюбова).

-6

Но наибольшего внимания исследователей памятник удостоился в середине XX века. После Великой Отечественной войны значительная часть его территории была раскопана силами Новгородской археологической экспедиции Артемия Владимировича Арциховского. Первые раскопки проведены в 1948 г. Под руководством Александра Филипповича Медведева. Основной целью работ стало установление времени заселения Перыни и времени строительства храма, а также поиск места святилища Перуна. В 1951 году раскопки были продолжены Валентином Васильевичем Седовым. Это самые знаменитые раскопки Перыни. Именно в ходе этих работ был вскрыт практически на всей площади первый кольцеообразный ровик (внешний диаметр до 34 м, внутренний 20 м, шириной до 7 м, глубиной относительно материка около 1 м), интерпретированный исследователем, как языческое святилище X века, и на основании которого появилась реконструкция с идолом Перуна посредине и восемью кострами по кругу. В 1952-53 гг. работы были продолжены, были вскрыты остатки второго кольцеообразного ровика (внешний диаметр до 42 м, внутренний 25 м, шириной до 9 м, глубиной относительно материка около 1,5 м) и зафиксированы фрагменты еще двух.

Раскопки 2022 года

Входе работ 2022 года нами было заложено 2 раскопа.

Раскоп 1 (площадью 30 кв. м в 50 метрах к ЮЮЗ от Храма Рождества Богородицы) был заложен с таким расчётом, чтобы захватить один из углов раскопа 1952 года.

-7

После снятия дёрна и одного пласта пахоты было зафиксировано пятно перекопа 1952 года. В юго-восточной части раскопа под пахотой был зафиксирован непотревоженный культурный слоя (серая супесь с примесью желтого песка и углей, в толще которой встречено несколько разрозненных жжёных камней) и пятно засыпки второго кольцеообразного ровика (жёлтый песок с примесью серой гумусированной супеси, при разборке его заполнения найдено значительное количество фрагментов кальцинированных костей. Предварительно в заполнении рва преобладает грубая лепная керамика конца первого тысячелетия н. э. Однако встречается некоторое количество керамики раннего металла и раннекруговой посуды).

Фиксация стратиграфии и планиграфии на раскопе осуществлялась с помощью фотограмметрии. В результате в лабораторных условиях было построено несколько 3Д моделей раскопа, с которыми мы продолжим работу в дальнейшем.

Некоторые из индивидуальных находок представлены на слайдах. Массовый материал в настоящий момент обрабатывается.

Раскоп 2 (площадью 8 кв. м в 30 метрах к Ю от храма, к северу от погреба-ледника) был заложен между предполагаемым местом раскопа 1948 г. и погребом-ледником 1929 г. Изначально не было уверенности, что здесь что-то сохранилось. По описаниям Александра Филипповича, все было разворочено при строительстве погреба, однако это было единственно место, где мы могли рассчитывать попасть в так называемое святилище, поэтому мы рискнули. И риск себя оправдал. В данном месте сохранился нетронутый культурный слой, слегка присыпанный сверху отвалами раскопов и котлована погреба, а также слоем разрушения монастырской ограды.

-11

Под отвалами был зафиксирован культурный слой позднего селища и монастыря, представленный серой гумусированной супесью, содержащий значительное количество массового материала. Прямо под ним начинался слой жёлтого песка с серой супесью – слой засыпки ровика. По всей видимости мы попали в самую центральную и соответственно самую глубокую его часть. В его заполнении, так же как и в раскопе 1, фиксируются фрагменты кальцинированных костей. В нижней части раскопа отмечена слабоотличимая от предыдущей, но все-таки более гумусированная прослойка – соответствующая культурному слоя времен функционирования ровика. В данной прослойке практически отсутствует массовый материал, в том числе пропадают и кальцинированные кости.

Коллекция индивидуальных находок тут поскромней

Таким образом, в ходе работ 2022 года выделено три горизонта культурного слоя:

  • самый древний: стратиграфически, синхронный времени функционирования ровиков, включающий в себя материалы эпохи раннего металла;
  • горизонт разрушения погребальных насыпей и засыпки ими ровиков;
  • горизонт средневекового селища и монастыря вплоть до XIX века, частично распаханный, более интенсивный в северной, более приближенной к храму части памятника (раскоп 2)

Кроме того, удалось установить точное местоположение раскопа 1952 года, и связанных с ним раскопов 1948, 1951 и 1953 гг.

В дальнейшем планируются работы по сведению стратиграфии и обработке массового материал, которые возможно дадут ответы на некоторые из всплывших в ходе исследования вопросов.

-14