Да, друзья, жил в Москве незрячий архитектор. И не только творил, но и был одним из наиболее востребованных московских зодчих своего времени.
Иван Гаврилович Кондратенко был мастером московского модерна и человеком с удивительной судьбой.
Он родился в 1856 году в одной из деревень малороссийской глубинки и был незаконнорождённым сыном простой крестьянки. Еще в детстве мальчик частично утратил слух из-за осложнений после сильной простуды. И конечно же, обучение в местной церковно-приходской школе давалось слабослышащему Ивану тяжело.
К счастью на его жизненном пути повстречался помещик Сергей Осипович Шультен, у которого не было собственных детей, но который бескорыстно и щедро помогал многим другим. От него Кондратенко получил грант на обучение в специализированном Арнольдовском училище для глухонемых.
Там он отучился 8 лет, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Очевидно, Иван Гаврилович ставил перед собой высокие цели, в 1885 году, то есть к 29 годам, он окончил Императорскую Академию Художеств со званием классного художника архитектуры 1-й степени.
Получив блестящее образование, Кондратенко устроился сверхштатным сотрудником в Строительное отделение Московского Губернского правления и много лет работал над проектированием и возведением общественных и частных зданий.
Именно на службе случилось роковое для Ивана Гавриловича происшествие. Как свидетельствует выписка из Алексеевской глазной больницы, при производстве строительных работ в тюремной Бутырской больнице из-за упавшего корыта с известью он получил серьезную травму глаз, которая со временем привела к утрате зрения. Судя по дате открытия Алексеевской больницы, случилось это не ранее 1900 года.
Казалось бы, потеря зрения должна поставить крест на карьере архитектора. Но сила духа и талант позволили Кондратенко найти выход и продолжить работу, притом весьма успешно. С 1910-х постройки он проектировал в соавторстве с архитектором Семеном Дорошенко: Кондратенко придумывал здания и воплощал свои идеи в виде макетов из глины, делая упор на крупных элементах, а Дорошенко дорабатывал мелкие детали и готовил чертежи.
Иван Гаврилович был автором более 50 проектов в Москве, в основном это были многоквартирные жилые дома, которые тогда назывались доходными. Особенность творческого почерка Кондратенко заключалась в умении несколькими декоративными элементами создать образ определенного стиля или эпохи.
В искусных руках мастера простой дом становился древнерусским теремом (как доходный дом Вешнякова у Патриаршего пруда на Малой Бронной 32) или средневековым рыцарским замком (как доходный дом Заварского в Потаповском переулке 12).
Широко известна одна из поздних работ Кондратенко 1914 года (соавтор архитектор В. Н. Волокитин): доходный дом Гордон или «Дом со львами» на Малой Молчановке - декоративные арки, пилястры, лепнина, окна разной формы, эркеры, навевают ассоциации с дворцом эпохи Ренессанса. Ну а знаменитые скульптуры львов неоднократно появлялись в советских фильмах: «Девушка без адреса», «12 стульев», «Офицеры».
Еще один яркий пример таланта Кондратенко — дом Коровина на Тверском бульваре в стиле модерн - от ажурных балконов, изящных линий окон, эркеров так и веет парижской легкостью и изяществом.
Вот такой удивительный мастер творил в Москве, вопреки своим недугам. За одну тематическую экскурсию можно увидеть порядка 20 зданий авторства Кондратенко, многие из его произведений признаны памятниками архитектуры.
Нас эта история очень впечатляет и вдохновляет, а вас?
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #архитектура #москва #слепойархитектор