Все мы знаем, что Петербург населяют не только живые люди, но и приведения, духи и разного рода нечисть. Имелась тут и Кикимора.
Кикимора - мифическое существо женского пола.
Кикимора объявилась зимой 1722/23 года в соборной церкви Во Имя Животворящей Троицы.
А.Н. Толстой даже увековечил ее в своей трилогии "Хождение по мукам".
«Ещё во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“, — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно» писал Толстой.
Но в материалах Тайной канцелярии это событие сохранилось несколько в ином виде.
Вечером, 8 декабря 1722 года солдат Данилов заступил на караул к соборной церкви. "Не без страха и смущения". Ибо слухи о том, что в церкви стучит и бегает невидимый дух шли по городу уже третью неделю. "Соборный псаломщик Матвеев положительно уверял, что стук несколько раз повторялся". Солдат Зиновьев говорил о том же. Будто стучат все время в трапезе, а то и падает там что. Поэтому солдат Данилов прибывал в страхе и смущении. Но по началу все шло спокойно. Пока "ординарные часы" не пробили полночь.
И вскоре после этого, на деревянной лестницы колокольни раздался страшный шум. Стук, беготня, шаги. Солдат свой пост оставить не посмел и дождался псаломщика. Тот то и узрел разруху и полнейшее хулиганство. Лестница сорвана и брошена в угол. Веревка, свисавшая с колоколов спутана и местами оборвана. Конечно, мнения разделились. Одни винили кикимору, другие чертей. Но все вместе сходились только в одном - "Петербурху пустеть будет".
Кикимора ли, черт ли, а лихо завелось. И бороться с ним как-то надо было. Как? Очень просто. Дьякона и псаломщика отдали под суд. За "нескромное толкование событий". Дьякона отпустили ибо он был единственным в своем приходе. Псаломщика тоже, "на знатную расписку". Однако через четыре месяца дьякона все таки сослали на каторгу. "Чтоб, на то смотря, впредь другим таких непотребных слов говорить было не повадно".
Собственно, пророчество можно считать отчасти сбывшимся. Место дьякона в Петербургском приходе опустело. Но была ли кикимора? Очевидцы утверждают, что была!