Найти тему
ПРАЙМ

Пока Европа планировала, Азия подсуетилась: к кому уйдет СПГ

   СПГ-танкер© AP / Koji Sasahara
СПГ-танкер© AP / Koji Sasahara

Нарастить закупки сжиженного природного газа намерена Индия – эта страна пока не входит в топ-3 азиатских покупателей этого продукта, но у нее есть для этого все шансы. Как это отразится на мировом рынке СПГ и европейских покупателях, которые пытаются найти замену "скукожившимся" поставкам российского трубопроводного газа?

Крупнейший в Индии импортер СПГ, Petronet LNG, планирует дополнительно приобретать по 12 миллионов тонн в год в рамках долгосрочных контрактов. Это соответствует примерно 60% поставок в Индию в 2022 году. Глобально страна хочет к 2030 году нарастить долю СПГ в своем энергобалансе до 15% с нынешних шести. При этом она намерена конкурировать с другими импортерами за долгосрочные контракты — они позволяют обеспечить стабильность поставок и снизить зависимость от скачков цен.

Индия традиционно замыкает четверку крупнейших импортеров СПГ в Восточной Азии. Так, в 2021 году в Китай, по данным Обзора мировой энергетики BP, было импортировано в общей сложности 80,5 млн тонн, в Японию и Южную Корею — 74,5 миллиона тонн и 47,1 миллиона тонн соответственно, в Индию — 24,7 миллиона тонн.

Та же ситуация сохранится и в 2023 году, уверен заместитель гендиректор Института национальной энергетики Александр Фролов. Лидером останется Китай. "Затем следует упомянуть Японию, потом — Южную Корею, то есть те страны, которые являются крупнейшими потребителями СПГ на планете", — поясняет эксперт. Индия в сравнении с ними — относительно маленький рынок, обращает внимание специалист.

Европа до последнего времени покупала СПГ меньше, чем Азия, но в прошлом году значительно увеличила долю этого топлива в своем энергобалансе из-за отказа от российского трубопроводного газа. По данным компании Refinitiv, в 2022 году ЕС импортировал 101 миллиона тонн СПГ — на 58% больше, чем было в 2021 году.

Теперь азиатские покупатели начинают потихоньку выдавливать европейских – ведь на этом рынке газ уходит к тому, кто в моменте готов заплатить больше. В январе, по данным аналитического агентства Kpler, импорт СПГ в Азию вырос до 24,0 миллиона тонн с 23,74 миллиона тонн в декабре 2022-го. Это максимальный с января прошлого года показатель. В то же время поставки в Европу в январе сократились до 12,42 миллиона тонн с 13,51 миллиона тонн в декабре, что, как заметили аналитики Kpler, было рекордным максимумом для региона.

На фоне запредельного аппетита трех крупнейших азиатских стран-импортеров СПГ индийский интерес к новым долгосрочным контрактам выглядит весьма многообещающе. Страна ранее использовала мощности действующих терминалов по регазификации чуть более чем наполовину, так что перспективы для роста есть. Кроме того, Индия планирует развивать инфраструктуру.

Основное значение для страны имеет цена газа. В прошлом году она сократила импорт СПГ именно из-за его дороговизны. Но есть мнение, что к концу этого десятилетия страна может стать "вторым Китаем" по темпам роста спроса на газ. Появление новых долгосрочных контрактов означает, что процесс идет именно в этом направлении.

Учитывая нехватку "голубого топлива" в мире, ожидаемое восстановление спроса в Китае и активный рост спроса в Индии могут вызвать дефицит СПГ и, как следствие, его удорожание на всех рынках сбыта. Это способно усугубить энергокризис, в первую очередь, в Европе. Получается, что зависимость от России, которой европейцы так хотели избежать, обернется зависимостью от нестабильных спотовых поставок СПГ и скачков цен на этом непредсказуемом рынке.