Найти тему

От импортозамещения до «Мальчика-леденца». Откуда на Ямайке взялась прыгучая музыка в стиле ска

Современная музыка на Ямайке зародилась на волне национального подъёма в ходе обретения независимости от британского колониального правления в конце 1950-х годов. Остров ждал новую музыку. И получил её!

Звуковые системы процветали в гетто Кингстона с конца 1940-х годов. Это были мощные конструкции из вертушек и колонок, воспроизводившие пластинки на открытом воздухе в качестве альтернативы живому джазу. Пластинки, которые крутили тогдашние диджеи, импортировались из Америки. Конкуренция за редкие диски была острой, за ними нужно было совершать регулярные поездки по магазинам в Майами или Новый Орлеан.

-2

Со временем операторы звуковых систем сами стали продюсерами, нанимая студии и музыкантов для записи композиций в стиле ритм-энд-блюз с добавлением элементов местной музыки. Так можно было расширить репертуар без дорогостоящих вояжей по США.

Когда мечты о независимости стали реальностью, американская музыка на Ямайке постепенно начала вытесняться местными песнями. Создавая материал для уличных танцев, операторы звуковых систем приобрели огромное влияние, помогая публике осознать свою культурную самобытность.

Звуковая система Коксона Додда была одной из крупнейших в Кингстоне. В 1956 году, стремясь к импортозамещению, он собрал команду лучших музыкантов и записал песню «Easy Snappin'» пианиста Теофила Бекфорда — номер, в котором традиционный акцент ритм-энд-блюза на первой и третьей долях такта сместился на вторую и четвертую. Так появилось звучание ска — и узнаваемый ямайский ритм.

В основу ска легли американский ритм-энд-блюз, свинг и латиноамериканские ритмы. Многие считали, что ямайская музыка должна пойти дальше, развиваться и усложняться. Одним из них был Принс Бастер — крупный музыкант, который назвал свою саунд-систему «Глас народа» и, как и многие, занялся записью. В своих песнях он рассказывал о религии Раста, исламе и уличной жизни, привнося в звучание Ямайки джазовые влияния.

В 1960 году Принс Бастер предпринял смелый шаг и убедил барабанщика-растафари Каунта Осси спуститься из своего лагеря на холмах над Кингстоном и принять участие в студийной записи. Результатом стала песня «Oh Carolina» вокального трио The Folkes Brothers — уникальная смесь раста-барабанов, ямайских гармоний и ритма ска, навсегда изменившая музыку Ямайки как по содержанию, так и по настроению.

Как рассказал сам Бастер, когда он впервые включил эту пластинку на своей звуковой системе, ямайцы «впервые услышали себя в своей музыке».

Большинство инструменталистов раннего ска были джазменами. Многие из них прошли формальное обучение в школах-интернатах для обедневших детей или малолетних преступников, в которых преподавались музыкальная теория и классика. Эти музыканты жили двойной жизнью: по вечерам играли джаз в формате биг-бэнда в высококлассных отелях, а ночью выступали и записывали ска в гетто, развивая свою культуру.

В начале 1960-х годов возникла легендарная команда The Skatalites, которая аккомпанировала вокалистам у разных продюсеров, выступала вживую и записывала собственные пластинки. Для знакомства с музыкой ска команды более авторитетной не найти! Музыканты были вместе немногим больше года, успев за это время сформировать классический канон ска. Двадцать лет спустя The Skatalities вновь расчехлили инструменты. По сей день группировка активно гастролирует, высоко неся по миру знамя ска.

The Skatalites были замечательными музыкантами. Среди них выделялся тромбонист Дон Драммонд. Выпускник школы-интерната, он был настолько искусным импровизатором, что его почитали в джазовых кругах США как одного из лучших в мире исполнителей. Его лучшие работы придали ска глубину, концентрацию и трансцендентную атмосферу.

Инструментальные вещи звучали превосходно, но со временем добавился и вокал. На первый план вышла «ямайская гармонизация» из трёх голосов. Звукозаписывающая индустрия Кингстона взорвалась голосами, которые стали заметными позже, в эпоху регги. А некоторые и вовсе стали международными суперзвёздами.

17-летняя Милли Смолл записала пару песен на родной Ямайке, пока на неё не обратил внимания продюсер Крис Блэквелл и не привёз в 1963 году в Англию для записи. Подбирая материал, он наткнулся на старенькую песенку «My Boy Lollipop». Простая и запоминающаяся, она так и просилась в хиты. Песня о мальчишке-леденце дошла до второго места и в Англии, и в США, став первым мировым ска-хитом.

Следующая песня тоже была записана в 1964 году, когда Боб Марли, Банни Уэйлер и Питер Тош были всего лишь ещё одним ска-трио, стремившимся пробиться к славе. Кавер песни «What's New Pussycat» Тома Джонса демонстрирует жизнелюбивый дух классического ска. Который скоро заматерел, замедлился и превратился в регги...

Примерно в это же время ска вышел за пределы острова. Новый ритм с удовольствием подхватили в Польше!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!