Норвежская антиутопия о «дивном новом мире», оказывающимся лишь еще одной матрицей. Нужна ли нам реальность или мы предпочтем идиллию симулякра?
Многим кажется, что проблема тоталитаризма, контроля, социального неравенства и плохого благоустройства – есть признаки неправильной системы, несвободы и унижения. И в этом нет никаких сомнений, если твои права с каждым днем имеют все меньшую силу, а за кусок хлеба приходится работать в два раза больше – проблема именно в ней. Вот только скандинавским странам, в отличие от большинства других, такие вопросы давно неактуальны. Они смогли построить свой рай, основанном на демократии с серьезной социальной поддержкой. Это та идеальная система, снившаяся каждому россиянину, где достойная зарплата, благоустройство, комфортный офис и доступность всех предметов так называемой роскоши. Это город потребления, а не труда. Теперь ты работаешь 4 часа, а потребляешь 20 – ну сказка же?
Андреас – типичный мужчина среднего возраста, переживающий экзистенциальный кризис, решился на поездку в город мечты. На загадочном автобусе, где он единственный пассажир, мчится к городу, которого не существует. Высаживается у безлюдной заправки, где как по расписанию его ждет проводник, готовый раскрыть перед несостоявшимся героем ворота рая, который мы представляем себе каждый день.
И сначала зрителю может показаться, что герой попадает в идеальную ситуацию, где работаешь мало, а получаешь много. Где тебе дают отличную квартиру и машину. Где, наконец, можно выбрать любую девушку, которая не отвергнет, которая послушает, и сразу переедет к тебе жить, главное, чтобы ремонт вы сделали вместе. Вот только все изобилие сводится к одному лишь потреблению, как по Хаксли, где люди повышали свой класс, а для удовольствия принимают прописанные системой таблетки. В этой системе глобального счастья не учитывается личное восприятие человека, она лишь хочет сделать так, чтобы он потреблял с большим желанием.
Неудивительно, что после нескольких дней пребывания, Андреас начинает испытывать дискомфорт. Все, что он делает и желает в новом городе – искусственное. Еда безвкусная, купленные вещи бессмысленные, отношения бесчувственные, смысл жизни утерян. Его пребывание в Рай-городе становится метафорой варианта выхода из платоновской пещеры. Среди зомбированного населения, которое готово подчиниться материальному благу и остаться в идеалистической клетке, со своими надзирателями, следящими за тем, насколько ты счастлив, и какова твоя шкала потребления, посторонний будет ломать стену, лишь вырваться из бреда.
В новой материальной системе нет искусства, красок, эмоций и самого вкуса жизни. Лишь бездумная имитация существования, которая управляется не тобой, а Старшим Братом, требовавшим быть от тебя таким, как и все остальные. Тебе надо привыкнуть быть винтиком, человеком без свойств, лишь функцией и делать вид, что такое положение вещей приносит наслаждение.
«Неуместный человек» – в первую очередь о том, кем мы стали сегодня. Никто не стал свободным, вопреки рассказам «успешных» людей и высокопоставленных чиновников. «Идите в бизнес, и будет вам счастье», «создавайте стартапы», «учитесь на востребованные специальности». Все эти призывы навязываются, чтобы вы забывали то, к чему вы на самом деле стремились, и чему хотели посвятить свою жизнь. Нас всех хотят вогнать в новую тоталитарную систему, которая закроет нам глаза купюрами. За ненужные бумажки мы будем рекламировать угнетателей, отдавать жизни, поддерживать бесплодные идеи. Привязанные к материальной составляющей, человек сам начинает быть товаром, который не так уж и жалко разбить или убрать в чулан. Искусство сегодня теряет позиции, человеческие отношения испытывают дефицит, а сопротивление навязанной системе оказать практически невозможно.
Становится очевидно, что в XXI веке нас всех хорошенько прикрыли имитированной прибылью, акциями и возможностями. Вещи стали доступней, продукты разнообразней, люди на плакатах счастливей. Мы все забываем, что есть реальность, что есть настоящие чувства. Избавившись от назойливой искусственности, реальность травмирует, шокирует и по-настоящему бьет по органам чувств. И выйти из потребительской пещеры современному человеку становится все сложнее, и чем дальше мы будем жить в иллюзии, тем ужасней будет реальность.