Пресс-служба ТвГУ продолжает цикл интервью «Женщины в науке» с учеными Тверского государственного университета». В День российской науки о выборе профессии и научном пути, о поэтике текста и литературных жанрах, о научных дискуссиях и о том, как преодолевать препятствия, рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы филологического факультета ТвГУ С.Ю. Артемова.
— Светлана Юрьевна, расскажите, как Вы пришли в науку?
— Наверное, надо честно ответить: почти случайно. Я с пятого класса мечтала стать ботаником и систематизировать растения, а получилось, что систематизирую жанры... Видимо, стремление что-нибудь систематизировать было с детства и так проявилось. Спасибо за это моей учительнице биологии Вере Васильевне Морозовой, получается! Ну и, конечно, В.В. Сергееву и И.В. Фоменко, которые у нас преподавали и привили мне любовь к филологии.
— Как складывалась Ваша карьера? Что предопределило круг научных интересов?
— У Е. Евтушенко есть строки:
Я делаю себе карьеру
тем, что не делаю ее!
Я не собиралась быть ученым, скорее, мне нравилось преподавать. Сначала я работала в школе, потом попробовала в 2003 году вести занятия в вузе вместо уехавшей коллеги. Мне понравилось... Наверное, и карьера строится легко тогда, когда делаешь то, что нравится.
А вот с кругом научных интересов иначе. Наш «Шеф» Игорь Владимирович Фоменко (доктор филологических наук, профессор, долгие годы возглавлял кафедру теории литературы) не любил давать ученикам «свои» темы, считал, что надо выбрать самому то, что тебе интересно. Поэтому я поначалу занималась поэзией Бродского, проблемой композиции лирического стихотворения, а уже потом постепенно пришла к вопросу о том, что такое жанр, адресация в лирике и т.п. Тема меня сама «нашла». Но лирика ХХ века меня интересует до сих пор.
— С какими трудностями приходилось сталкиваться на пути становления ученого?
— Мне кажется, основных трудностей две: одна — научная, другая — человеческая. Первая, как ни смешно звучит, не останавливаться, когда что-то начинаешь делать и встречаешь препятствие. Пороги на пути — не знаки, что пора остановиться, а просто нормальные сложности, и надо научиться их преодолевать, не теряя веры в себя и цель исследования, не опуская рук. Вторая — не раздувать щеки. Как говорил М.Л. Гаспаров: «Все искусства учат самовыражаться, а все науки — не заноситься». Самые большие ученые – Ю.М. Лотман, Ю.В. Манн — были скромны и лишены саморекламы.
Если человек, чего-то достигший, начал собой гордиться и себя превозносить, он кончается как ученый, такая вот закономерность...
— Вы часто являетесь организатором конференций на филологическом факультете ТвГУ и, конечно, участвуете в научных мероприятиях в других городах и вузах. Расскажите, почему важно расширять круг научных знакомств? Как это влияет на научный поиск?
— Вы знаете, можно ведь диссертацию защитить, не будучи ни с кем знакомым, почитать статьи по теме да написать свои мысли по этому поводу. Но мне такой путь всегда представлялся ограниченным, и вот почему: ты лишаешься научной дискуссии. А мне всегда казалось, что дискуссия важнее выражения мысли, именно в дискуссии рождаются плодотворные идеи. Мы и на конференции «Поэтика текста», где собираются ведущие ученые-филологи со всей России, и на молодежных конференциях стремимся устроить обсуждение доклада, выявить проблемные места, позадавать вопросы. Только в этом случае ты не просто диссертацию пишешь, а живешь этим.
— Кто Ваш любимый автор?
— Из «живых» романистов это сейчас Е. Водолазкин и Л. Улицкая. Из поэтов, пожалуй, Д. Веденяпин, Д. Воденников, В. Павлова, Е. Клюев. А если углубляться в прошлое — Бродский, Пастернак и Сапгир.
— Как помогла Вам художественная литература сформировать определенные ценности и взгляды на жизнь?
— Конечно, помогла, культура и формирует все это. Я «книжный» человек, литература для меня, как говорил Бродский, «колоссальный ускоритель сознания», помогающий прочувствовать и осмыслить не только свой личный опыт, но и опыт Другого.
Если успех — делать то, что любишь, то да, я добилась успеха.
— Светлана Юрьевна, нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха? Что из того, о чем мечтали в юности, воплотилось в реальность?
— А что такое успех? Я не знаю, вот честно. «Что слава, яркая заплата», вспомним Пушкина. Если успех — делать то, что любишь, то да, я добилась успеха. Но это ведь вопрос устройства личности. Если чего-то очень сильно хотеть, рано или поздно этого добиваешься. В юности в голове бродят мысли из репертуара Катерины из «Грозы» (свобода, любовь...), потом ориентиры начинают усложняться. Но если бы мне предложили вернуться в юность и что-то изменить, я бы отказалась, мне кажется, все и так правильно и хорошо в моей жизни. Наверное, это и есть мой критерий успеха.
— Какими своими достижениями Вы особенно гордитесь?
— Я не уверена, что тут подходит слово «достижения», поскольку не назову сейчас ни кандидатскую, ни докторскую степени. Горжусь тем, что нашла свою манеру преподавания (для этого пришлось набить шишек, получить дополнительное образование психолога и много экспериментировать). Горжусь парой-тройкой своих статей, где, как мне кажется, получилось не просто описать явление, а поставить проблемный вопрос. Горжусь своими учениками, их пытливостью и энтузиазмом. Горжусь сообществом моих коллег, стихийно собравшимся вокруг и побуждающим работать на максимуме.
— Интересно, а чем увлекается женщина в науке?
— Вот я в гендерной ориентации не уверена (жанрами и мужчины, и женщины занимаются). Но иногда меня пробивает: то про слезы в поэзии Пастернака задумаюсь, то про подсчет поэтами себе подобных, такое вот «женское» мышление и любопытство...
— Что посоветуете и пожелаете женщинам, только вступающим на путь служения науке?
— Девочки, наука не может быть скучным делом! Если это ваш путь, то на нем должно быть комфортно и увлекательно. Этого я всем желаю!
Пресс-служба ТвГУ благодарит Светлану Юрьевну за интервью и поздравляет ее и всех ученых университета с Днем российской науки!