С начала прошлого века управление предприятием строится на технократических принципах, когда эксперты и профессионалы, организуют жизнь остальных. Подавляющая часть населения планеты весомую часть жизни живёт на технократических предприятиях, подчиняясь утверждённым стандартам, что часто неприятно. Почему?
Тейлор (Tayleur) — один из самых больших, скоростных и мощных кораблей своего времени, построили в 1853 году. Он вышел из Ливерпуля в Мельбурн 19 января 1858 года и через 48 часов утонул. На корабле было три компаса, которые показывали в разные стороны. Капитан перепутал юг с западом и отправился в Ирландию, вместо Австралии. Тейлор попал в шторм и разбился о скалы— погибло порядка 360 человек.
До технократии жизнь остальных организовывали случайные люди, по праву рождения и/или кошелька. Значение учёных и экспертов в управлении было минимально.
С вероятностью около девяноста шести процентов катастрофа с Тейлором была бы невозможна на технократическом предприятии. Управление таким предприятием осуществляется в четырёх укрупнённых перспективах: внутренние процессы, персонал, клиенты и финансы. Технократическое предприятие постоянно пересматривает требования, мониторит проблематику, оценивает риски и организует деятельность.
* * * * * * * * *.
Корабль Тейлор принадлежал компании White Star Line’s. Я сгруппировал причины катастрофы по перспективам, о которых говорил раньше. Читаем, пытаемся верить своим глазам:
Внутренние процессы: Корабль поплыл не туда потому, что не работали компасы; он не управлялся во время шторма, потому, что у него был слишком маленький штурвал; стоящий за штурвалом ничего не видел, потому, что мачты загораживали обзор; управление парусами было не возможно, потому, что такелажные канаты были бракованные и недостаточно натянуты. То есть процессы управления кораблём были организованы так, что он был обречен.
Персонал: Команда корабля состояла из 71 человек при этом: только 37 были профессиональными матросами; только 27 говорили из этих 37 профессионалов говорили по-английски; некоторые записались матросами, чтобы бесплатно добраться до Австралии; большинство из экипажа выжило. То есть набрали такой персонал, который при любых обстоятельствах должен был потопить корабль.
Клиенты: Команда корабля не сумела оказать необходимой помощи пассажирам, допустила панику; из 100 женщин выжило только трое, процент выживших детей так же мал; не хватало спасательных жилетов, поясов и спасательных шлюпок. Возникает ощущение, что всё было сделано для того, чтобы потопить как можно больше пассажиров.
* * * * * * * * *.
Корабль обязательно потонет, когда случайная личность главнее. Примечательно, что в колониях случайные личности чаще управляют предприятиями. В колониях распространена формальная технократия, когда на тёплых местах профессионалов сидят «нужные» люди, изнуряющие производство неактуальными стандартами и не реагирующие на проблемы. В.
Вероятность того, что корабль потонет и на технократическом предприятии так же присутствует. Это случится, если все люди будут замордованы стандартами настолько, что потеряют способность видеть дальше инструкции. Такая ситуация распространена, но всегда есть те, кому «больше всех надо».
Современное управление движется в направлении гуманизации, отвергая технократию, которая часто недостаточно приятна. Возможно, что фильмы про бунтарей, восставших против системы, популярны потому, что позволяют окунуться в мир, где человек не винтик. Мой любимый актёр—Брюс Уиллис.
* * * * * * * * *.
Надо заметить, что капитан обнаружил многие из перечисленных нарушений до начала плавания и просил исправить их, однако руководство торопило отплытие.
Любопытно, что после крушения компания White Star Line’s была объявлена банкротом, а её имя продали другой судоходной фирме, принадлежащей Томасу Исмею, чей сын Дж. Брюс шесть десятилетий спустя запустил тот самый Титаник в ледяные воды Северной Атлантики. Тейлор часто называют первым Титаником.
Изумлены? Ошеломлены? Хых.