Вначале – о самом явлении – о зомби, зомбировании и зомбированности.
Кто такой «Зомби»? Так называют человека, который, находясь в определенном психическом состоянии, помимо своей воли выполняет определенные действия, которые он не стал бы выполнять в обычном своем состоянии (например, убить кого-либо). Программа этих действий введена в его подсознание с помощью специальных техник, что и называется зомбированием.
Что такое зомбированность как состояние психики? Состояние психики человека (зомби), когда он готов выполнить любые (или определенные) приказы, введенные в его подсознание теми, кто скрытно его зомбировал. Внешне поведение такого человека может не отличаться от обычного он находится в сознании, за исключением тех случаев, когда ему по непонятным для него вначале причинам хочется сделать то-то и то-то (или не делать того-то и того-то); впоследствии он найдет (придумает) для себя объяснение этим своим поведенческим актам.
Что такое зомбирование как процесс введения человека в состояние зомбированности?
Термин «зомбирование» является производным от термина «зомби». Последний понимается гаитянскими адептами религии вуду буквально как «бог-змея», способная оживить труп; в переносном смысле гаитяне так называют человека, который умер, а потом воскрес. А происходит все это следующим образом. Некие злоумышляющие люди незаметно подкладывают в пищу человеку сильный нервно-паралитический яд тетрадоксин, выделяемый из одного вида рыб. В результате у человека наступает состояние, сходное с клинической смертью. Родственники, не зная об этом, полагают, что человек умер, и его хоронят. А злоумышляющие откапывают его потом, приводят в чувство, и вот перед ними человек с поврежденной психикой — он ничего не помнит, ничего не знает. Это — зомби. И из такого зомби может получиться послушный раб или же исполнитель «черных» замыслов, поскольку система его ценностей (что есть хорошо, а что есть плохо) — девственно чиста. Он — зомби, человек, помимо своей воли подчиняющийся практически любым приказам тех, кто его ввел в это состояние, кто его зомбировал.
А совсем в переносном смысле (уже вне связи с о. Гаити) зомби-рование — это когда один человек (А) начинает заставлять каким-либо скрытым способом другого человека (Б) совершать во вполне бодрствующем состоянии некие действия помимо воли самого Б таким образом, чтобы Б полагал: он это делает по собственному желанию (примеры см. ниже).
Психологический механизм зомбирования. Человек А закладывает в подсознание человека Б (который может находится либо в бодрствующем состоянии, либо в состоянии гипноза) определенную информацию (которая там преобразуется в программу поведения). Поскольку эта информация загружается непосредственно в подсознание, то человек Б, естественно, об этом не знает. Затем эта подсознательная программа поведения начинает управлять поведением человека Б (а для него это выглядит так: почему-то вдруг захотелось — почему, не знает сам, — сделать то-то и то-то), человек начинает реализовывать эту программу. Но поскольку он не знает истинной причины такого своего поведения (а объяснить себе, почему делает так, он всегда должен), точеловек начинает придумывать объяснение этому своему поведению, придумывать и — верить в это объяснение.
Существует несколько уровней подобного скрытого управления поведением человека.
Человеку в бодрствующем состоянии дают решать какую-либо сложную задачу, добиваясь, чтобы у него возникло максимальное сосредоточение его психики на решении этой задачи. А у психологов такое состояние называется нормально доминирующим состоянием, характеризующимся сужением сознания — благоприятным условием для словесного внушения. Так вот, когда этот человек (Б) весь поглощен решением задачи, человек А, находящийся поблизости, проговаривает вслух определенные фразы-команды, но произносит их так, чтобы Б их услышал (ухом), но не обратил бы на них внимание (что является самым сложным элементом этой техники). И тогда эта информация помимо воли человека Б будет поступать в его подсознание, находиться там, а при определенных условиях оказывать влияние (помимо воли) на поведение человека Б167 : почему-то ему вдруг захотелось подойти… и сделать… Не зная истинной причины своих действий, человек Б естественным образом придумывает для себя (и для окружающих) объяснение этому своему поведению, например, почему он тайно взял со стола своего шефа такие-то два листа, ну, предположим, так: «Почему-почему я их взял? А потому! Может, я хочу испытать себя: смогу ли я взять со стола шефа два таких-то листка так, чтобы никто не заметил? Гожусь ли я, допустим, в разведчики?»
167 Ну так, как это нами описывалось при анализе обучения путем внушения в бодрствующем состоянии.
И, придумав себе такое объяснение (и может быть, что-то и поумнее), он, естественно, и не подозревает, что им, его такими действиями, управляет его подсознание (ибо, как мы уже не раз убеждались на страницах этой книги, большинство людей и не ведают, что их поведением могут управлять программы, о существовании которых в своей психике они не знают).
Комментарий к достоверности этого уровня зомбирования: с точки зрения теоретического понимания подсознания и сознания как информационных полей подобное зомбирование вполне реально.
Человека Б погружают в гипнотический сон и внушают, например, следующее: «Когда вы проснетесь, вы будете чувствовать себя хорошо и не помнить ничего, что было в гипнозе. А теперь вы должны запомнить важную информацию: если зазвонит телефон и вы, сняв трубку, услышите мелодию песни «Летите, голуби, летите», то вам следует подойти к окну, раскрыть его и полететь, как птица. Вы не сможете упасть, вы будете летать, как птица. Но все это вы сделаете только тогда, когда услышите по телефону эту песню, и не раньше, и не позже!»
Все так и происходит, а окружающие подумали, что человек покончил жизнь самоубийством.
Итак, зомбирование — это процесс введения в подсознание человека определенной информации (во время ли состояния доминантности, в гипнотическом состоянии или в процессе формирования аттракции и т. п.), которая будет помимо его воли формировать определенное поведение, объяснение которому человек придумает постфактум (после совершения этого поведенческого акта).
И вот теперь, когда мы знаем, что такое зомбирование, и в каких ситуациях оно опасно, а в каких нет, самое время соотнести это явление с некоторыми другими видами психологического воздействия.
Зомбирование и гипнотизирование: что общего, в чем различие.
Общее: то и другое воздействие является психологическим воздействием, с конечной целью внедрения в психику человека определенной информации. То и другое воздействие имеет конечной сферой приложения подсознание человека.
Различие: «гипнотизирование» как процесс психологического воздействия, направленного на введение информации в подсознание, включает в себя этап инактивации сознания и ввод в подсознание необходимой информации; «зомбирование» - как процесс психологического воздействия, направленного на введение информации в подсознание, может осуществляться как без инактивации сознания, т.е. когда реципиент находится в бодрствующем состоянии, так при предварительной инактивации сознания.
Поведение загипнотизированного человека – это поведение человека в бессознательном состоянии, он может делать только то, что ему в данный момент внушает гипнотизер.
Поведение зомбированного человека не отличается от его обычного поведения за одним исключением: он может под влиянием ранее внушенной информации совершать поступки помимо своей воли и поступки, которые до зомбирования он по своей воле не стал бы совершать.
А теперь, соотнеся эти два определения, отметим, что второе из них (определение зомбирования) включает в себя первое (определение гипнопедии): зомбирование может быть использовано и как гипнопедия, т. е. как форма обучения человека чему-либо — языкам,
169 Как: все говорят «Чубайс плохой» — значит, плохой. А почему? А потому вот…
Психология!
170 А что же касается возможного упрека, что все это может быть использовано и
с корыстными целями, то мы это уже проходили, когда с сожалением констатировали: открытие ядерной энергии привело к созданию атомной бомбы. Запретить науку? Бесполезно. Формировать надо новую психологию у людей; слово за педагогикой.
математике, химии-физике и т. п.
В заключение — о неизбежной в таких случаях нравственной оценке феномена зомбирования.
И первый вопрос: допустимо ли располагать к себе людей — милой улыбкой, комплиментами и другими подобными, действующими преимущественно на подсознание приемами (раз это то же самое, что зомбирование)? Ответ на этот вопрос был дан, когда мы с
168 См. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. — М.: Дело, 2004.
таких же позиций анализировали феномен «манипулирование»; и тогда мы ответили: «да, конечно», поскольку сами это делаем чуть ли не ежечасно (говоря «здравствуйте», «спасибо» (спаси Бог) и т. п.). А, утверждая манипулирование (с оговоркой: с благими намерениями), можно, следуя формализации, и утверждать зомбирование. А для возможно протестующих по этому поводу («Вот! Дожили! Теперь и зомбировать можно!») вот еще один пример.
У некоего человека была плохая привычка (не суть важно какая, ну, допустим, грызть ногти, или панический страх перед собаками; придумайте сами), от которой он очень хотел бы избавиться (при его социальном положении это могло шокировать людей), но сам не мог. И тогда он обратился к психотерапевту, на что тот ответил: «Это несложно сделать, но надо делать под гипнозом. Согласны?» Человек был достаточно образованным и понимал, что в гипнозе нет ничего такого страшного и согласился, только все-таки попросил, чтобы при этом (при гипнозе) присутствовала бы его жена (ну захотел человек все-таки перестраховаться, такая уж личность). Психотерапевт погрузил его в гипнотический сон и в этом состоянии внушил ему (ввел в подсознание команду): «Когда Вы проснетесь, Вы ничего не будете помнить, что было в гипнозе. А сейчас запомните: каждый раз, когда Вам захочется сделать… (о его вредной привычке), Вы скажете себе, что так делать не следует, а когда Вы так скажете себе несколько раз подряд, у Вас со временем пропадет желание это делать! Итак, каждый раз, когда у Вас появится желание…, Вы не будете это делать!»
Как Вы понимаете, реализовываться подобное гипнотическое внушение после гипноза будет не сложнее, чем в истории с зонтиком. И оно было реализовано. С благими, как Вы понимаете, целями. Годится?
—Годится, если, конечно, уважаемый автор, другого способа нет.
—А чем Вам не нравится, уважаемый мой оппонент, этот способ?
—Ну, как же, это же чистой воды манипулирование!
—Ну, тут Вы не совсем правы, это «чистой воды» зомбирование.
—Тем более!
—Так что же Вам не нравится в этом?
—Так я же сказал… зомбирование это!
—Так чем же Вам это зомбирование не нравится?
—А тем, что ты в руках человека, как марионетка!
—А разве на приеме у врача-хирурга Вы не такая же «марионетка»: он Вас вертит, щупает, надавливает, кладет на кушетку…
—Так это у врача.
—Простите, но вредную привычку излечивал тоже врач, только не хирург, а психотерапевт.
— Ну, тогда я не знаю… Не нравится и все.
Прекрасный образец подсознательной негативной установки на
слова «манипулирование» и «зомбирование»: все говорят, что это плохо, значит плохо. А почему? А потому вот….169 .
Вывод: не важно, как называется то или иное психическое воздействие, важно — с какими целями оно осуществляется. А аттракция, манипулирование, зомбирование — все эти воздействия могут осуществляться и с благими намерениями.170 Надо бы помнить об этом тоже.