Найти тему

Речь ребенка, книги, гаджеты - есть ли связь? Часть 1

Рубрика "Психолог в калошах"

В комментариях спросили: "А как приучить ребенка к книгам? Как научить его разговаривать? Дайте совет"

Знаю одно - это разные темы, но я их объединила специально.

И совета у меня как всегда нет, нет рецепта, и даже таблетки нет, чтоб дал ребенку и он сразу книги полюбил и заговорил сложносочинёнными предложениями.

Просто расскажу как это делала я.

Представлюсь, я - мама двоих детей и психолог с огромным стажем психологической работы. Делюсь знаниями и практикой в своем мамском блоге.

Детские книги сыну давались, когда он ещё и сидеть толком не мог. Акцент был не на то, как они шуршат, а на то, что в них нарисовано. Если сын пытался их рвать, то книгу отбирала. А чтоб не кричал, ребенка переключала. Кстати, маленькие дети очень легко переключаются. Это психическая особенность возраста.

Все детство я много ему пела песенок с движениями, много читала. До года - только народный фольклор. Заходит на ура! Предки наши всё-таки мудрые были. В помощь мне была колонка "Алиса", которую я нечаянно приучила говорить шепотом, чтоб ребенка не будить:)

Сейчас книги, которые сын нечаянно порвал, мы обязательно подклеиваем. Кстати, двухлетка (месяца до полных двух лет не хватает) очень нервничает, когда я книжки на ремонт забираю, думает, что не верну. Сидит рядом, и смотрит, как я орудую скотчем. Отремонтированные книги отдаю со словами, что вот, мол, книжка снова стала красивой и ее можно читать и обязательно беречь.

Самые любимые игрушки сына: сто раз клееная книжка с зайчиком, сказка про Рябу и детский телефон со сказками.
Самые любимые игрушки сына: сто раз клееная книжка с зайчиком, сказка про Рябу и детский телефон со сказками.

Игрушек, которые звучали, кричали и мигали всякими лампочками сами по себе, практически не было. А те, что были, давались строго на чуть-чуть. Дали, игрушка попела, помигала, убрали. Это мы так соблюдали рекомендации от невролога, чтоб сберечь нервную систему ребенка.

Также у меня в доме нет телевизора, ничего не играет фоном. У ребенка нет своего гаджета и ребенку я не показываю мультики. Это все буду вводить позже. Мультики в 3-4 года и очень дозировано. А гаджеты ближе к школе, лет в 7.

То есть у ребенка минимум информационного шума вокруг.

А гаджеты, электронные игры и мультики сильно тормозят речь.

Известный врач-психиатр, заведующий детским психиатрическим отделением Юрий Афанасьев говорил, что у половины детей его отделения наблюдается цифровой след. А самый маленький пациент, пострадавший от смартфона - 9-месячный малыш. Мама в кроватку ему клала телефон с детскими песнями и яркими картинками. А в какой-то день мама не положила в кроватку телефон. И после этого ни уснуть толком, ни полежать без телефона ребенок уже не мог.

Вообще, этот врач занимается цифровой гигиеной, если интересно, погуглите его.

А мы продолжаем, сын, в свои 1 год и 11 месяцев, прекрасно сам себя развлекает в этой домашней тишине: или играет с игрушками, или просит включить песенку, или просит почитать ему. Без информационного шума детскому мозгу как буд-то проще определиться чего он хочет.

Все игрушки я разделила на 4 части и разложила в коробки. И раз в 2 недели, меняю полностью: забираю его "старые" игрушки, а вместо них кладу другие, "новые". Потому что ребенок привыкает к игрушкам, ему становится не интересно и скучно.

Продолжение следует...

P.s. В комментариях можно и нужно делиться своим родительским опытом, если хотите, конечно же:)

Все мои психологические и около-психологические статьи собраны здесь.