В настоящее время очень часто мы слышим, что дети не хотят учиться, обленились, им ничего не интересно, и делать они тоже ничего не хотят. С одной стороны, с этим нельзя не согласиться, так как, современных детей и правда трудно чем-то удивить, иногда кроме гаджетов их ничего не интересует. А с другой стороны, есть повод для размышления. А почему так происходит? Может, потому что слишком сложно? Или непонятно? Или однообразно? Если дело в этом, то можно всё исправить – сложное сделать лёгким, непонятное – понятным, внести немного разнообразия, и вот, ваши ученики уже не спят на уроках английского, а с удовольствием участвуют в процессе. Предлагаю несколько способов как «оживить» уроки английского
Самый первый совет преподавателю – улыбайтесь на уроке английского!
Да-да, именно ваша улыбка вызовет ответную улыбку учеников, и они уже не будут смотреть на экран телефона, а всё внимание будет на вас. Добавьте эмоции, когда что-то рассказываете, и дети с интересом будут вас слушать. Ведь если учитель сидит за столом, уткнувшись в книжку, и монотонно что-то бубнит, это вряд ли вызовет интерес. Дети будут всё время смотреть на часы в ожидании конца урока и заниматься своими делами. А если ваш рассказ будет ярким, эмоциональным, то урок заиграет новыми красками, вместо скучного монолога возникнет диалог, и все включатся в работу. Также дети с восторгом относятся к учителю, который умеет пошутить и посмеяться. Они видят перед собой живого человека, а не робота с указкой.
Совет преподавателю №2 – истории из жизни.
Разнообразить урок английского помогут шутки и истории из личного опыта. Дети очень любят такие истории. Во-первых, урок становится интереснее, так как появляется возможность оторваться от учебника. А во-вторых, на практических историях гораздо легче воспринимается и запоминается материал. Ведь вы можете миллион раз объяснять какое-то правило, например: образование и употребление Past Simple и Past Continuous, делать однообразные упражнения, рисовать многочисленные схемы, и ученики этого не поймут и не запомнят. А можно один раз рассказать о том, как вчера вы собрались испечь торт, и пока вы искали для него форму, ваш кот съел сметану. И так далее. И, поверьте, несчастные Past Simple и Past Continuous уже не будут вызывать у детей ужас, а будут ассоциироваться с вашей историей. Ученики быстро поймут разницу этих времён в английском языке. И это касается не только этих двух времён и грамматики в целом. То же самое касается и лексики в английском. Когда мы используем изучаемые слова в контексте, их гораздо легче запомнить, чем когда это просто непонятный обезличенный список. Более того, этот способ растопит лёд между учителем английского языка и учениками. Если учитель рассказывает свои жизненные истории, значит, он доверяет детям, а они, в свою очередь, начинают доверять ему. И урок английского идёт уже совсем по-другому, становится «живым».
Совет преподавателю № 3 – использование новизны в уроке английского.
Все мы привыкли к тому, что повторение – мать учения. Возможно так и есть, но если постоянно делать одно и то же, вряд ли ваш урок кого-либо заинтересует. Он станет предсказуемым, все действия будут известны на 5 шагов вперёд. Это быстро надоест ученикам, и они потеряют интерес не только к урокам, но и к вам, так как вас будут воспринимать как человека скучного. Поэтому постарайтесь на каждом уроке использовать что-то новое, чего точно не ожидают ваши подопечные. Например, если для отработки грамматики вы привыкли раскрывать скобочки в учебнике и делаете так на каждом уроке, то попробуйте изменить принцип выполнения такого задания. Пусть это будут те же «скобочки» из учебника, но сделайте их в форме квеста, например. Возьмите необходимые предложения из учебника, спрячьте в классе/школе, а ученикам дайте подсказки, где их искать, например: «It`s in a place where you keep your books». Ученикам нужно по описанию понять, что это за место, найти предложение (у каждого оно своё так же, как и подсказка), раскрыть привычные скобочки, а потом ещё с товарищем поменяться и друг друга проверить. Кстати, подобному вы можете научиться на наших ОНЛАЙН курсах для преподавателей английского CELT-P/S. Такого ученики точно не будут ожидать, а потому с удовольствием выполнят задание и даже не заметят, что это были ненавистные «скобочки». Кроме того, помимо грамматики вспомнят предлоги места, название мебели и так далее. Если вы всё время проверяете домашнее задание сами, то, чтобы добавить новизны, пусть дети сами его друг у друга проверят, а вы только лишь поможете с ответами. Это же касается и самого домашнего задания. Если оно всегда в учебнике или рабочей тетради, дайте им творческое задание, и шансов, что точно все его выполнят, становится больше. То есть даже если взять привычное детям задание, немного изменить его, и уже оно становится новым. Если вы всё время начинаете урок с повторения пройденного материала, то сегодня возьмите и начните его с новой темы, а повторение оставьте на потом. При таком подходе ученикам точно некогда будет скучать, так как они не будут знать, что же сегодня вам пришло в голову, и чего от вас ожидать.
Совет преподавателю № 4 – смена видов деятельности.
Это своего рода ключ к успеху. Даже самые усидчивые ученики к концу урока устают и начинают ёрзать на стульях, думая лишь о том, когда же это всё закончится. Поэтому используйте разнообразные типы активностей, чередуйте их, а также их длительность. Например, сначала можно почитать текст и выполнить к нему задание. Как правило, заданий к тексту несколько, поэтому уже на этом этапе вносим разнообразие. Одно задание дети могут выполнить самостоятельно, второе пусть сделают вместе с товарищем, а третье сделайте в виде соревнования, разделив учеников на команды. Так, работая с одним аспектом, мы несколько раз поменяли вид деятельности. Затем можно устроить дебаты по прочитанному и потренировать разговорную речь. После чтения можно перейти к грамматике английского языка, например. И чтобы ученики не сидели за партой, выполняя очередное задание, можно сделать его активным, так они не только грамматику потренируют, но и походят, отдохнут (пример в пункте 3). Любое задание из учебника можно превратить в игру – подвижную или нет – зависит от ваших целей. Главное, делайте так, чтобы было чередование – почитали – походили – написали – поговорили и так далее. Обратите внимание, под словом «походили» я имею в виду, что ученики не просто ходят по классу, а ходят, выполняя задание. Так урок пройдёт незаметно, дети не будут всё время «прикованы» к стульям и меньше устанут.
Совет преподавателю № 5 – использование realia в классе.
При изучении какой-либо темы мы часто используем картинки, всевозможные карточки и игрушки. Это очень хорошо, так как наглядность помогает лучше запомнить лексический материал в английском языке. Но если вместо этого принести, например, настоящие овощи и фрукты при изучении темы «Еда», то такой урок ваши ученики не забудут никогда. В этом и заключается использование realia в классе – реальных предметов, которые дети могут потрогать, почувствовать, понюхать, попробовать на вкус. Такие уроки будут очень эффективными. Как же включить realia в урок? Предлагаю несколько вариантов.
- При изучении темы «Еда» можно устроить 5 o’clock tea. И пусть ваш урок английского не проходит ровно в 5, это не так важно. Главное – создайте соответствующую атмосферу: принесите необходимую посуду, чай, печенье, пироги – всё, на что хватит вашей фантазии. Это не только поможет студентам потренировать название продуктов, но и научит манерам за столом, выражениям, связанными с просьбами за столом, например: «Would you like some cake? – Yes, please. I`d like some tea with lemon» и так далее. Такая домашняя обстановка позволит наиболее эффективно отработать изучаемый материал. Можно также устроить пикник в классе, прихватив для этого корзинки с едой и расположившись на ковре. Можно «пойти в кафе», где учащиеся по очереди будут официантами и посетителями. Вариантов очень много, главное, максимально приблизить к реальной ситуации и использовать настоящую еду.
- При изучении предлогов места также можно использовать реальные предметы. Сначала спросите у учеников, где находятся их личные вещи – in the bag, on the table и так далее. Затем дайте какой-нибудь предмет, который находится в классе – стул, мяч, карандаш, и попросите кого-либо из детей положить в определённое место, например: put a ball under the chair. Можно предложить ребятам делать то же самое в парах, можно устроить прятки. Когда один прячет, а второй ищет, задавая вопрос: “Is it under the table? – No, it isn`t”. Заодно и вопросительную форму потренируете. Такие задания также можно использовать для тренировки «this/that/these/those».
- При изучении предлогов движения возьмите настоящие карты вашего города, и пусть студенты по очереди спрашивают и объясняют дорогу к популярным местам. Намного лучше тренироваться на том, что хорошо известно, поэтому детям будет проще объяснить дорогу, зная название улиц своего города, чем если они будут работать с картой, например, Лондона, в котором ни разу не были.
- При изучении темы «Одежда» можно устроить показ мод. Нужна всего лишь обычная одежда, которую учащиеся демонстрируют в классе. При этом они не только называют предмет одежды, но и её цвет, для какого времени года подойдёт, а также стиль.
- Очень хорошо использовать realia на тематических уроках, например, Новый год, Рождество и другие. Ведь можно миллион раз показать картинку с рождественской ёлкой, а можно принести её в класс и нарядить всем вместе. В этом случае ребята запомнят намного больше слов и будут вспоминать такой урок ещё очень-очень долго.
Использование realia иногда требует большой подготовки, но это определённо стоит того. Такой урок по определению становится «живым» и не оставит никого равнодушным. Кроме того, использование realia создаёт необходимую перемену в классе, позволяет оторваться от типичных заданий, ученики с удовольствием включаются в процесс обучения, практикуются в реальных жизненных ситуациях и, самое главное, им это интересно. То есть наша задача – заинтересовать – выполнена.
Подводя итог, хочу сказать, что, воспользовавшись данными советами, можно «оживить» любой урок. Обучение будет проходить с удовольствием, так как в классе будет настоящая жизнь – с шутками, эмоциями, движением, разнообразными заданиями и реальными ситуациями и предметами. На таких уроках вашим ученикам скучать точно не придётся, ведь там, где есть жизнь – всегда интересно!