Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Силуэт в окне напротив" (Россия-Белоруссия, 1993) и "Сиз ким сиз? (Кто ты такой?)" (СССР, 1989)

Сиз ким сиз? (Кто ты такой?). СССР, 1989/1991. Режиссер Джаник Файзиев. Сценаристы: Джаник Файзиев, Юрий Дашевский. Актеры: Бахтияр Закиров, Эльёр Насыров, Тулкун Таджиев и др.

Фантасмагоричность, вывернутость наизнанку, гротеск, едкая ирония, отсутствие почтения к авторитетам — характерные штрихи нынешних дебютов.

Фильмы узбекского дебютанта Д. Файзиева «Кедя» («Суп из собаки») и «Сиз ким сиз?» («Кто ты такой?») опрокидывают зрителей в отечественный андеграунд, вроде бы напоминающий обычную «чернуху» — с бомжами, алкашами-работягами, с остервенением гоняющимися за беззащитной дворнягой, с псевдоинтеллигентом и псевдосексотом. Поездка на старой машине сталкивает их с абсурдистской тупостью административно-тоталитарной системы.

Однако все это погружено в атмосферу иронической стилизации с намеками то на фильмы Федерико Феллини, то на спагетти-вестерны Серджо Леоне, то еще на что-то, как будто бы весьма далекое от современной узбекской жизни.

Наполненные неожиданными импровизациями, фильмы Д. Файзиева смотрятся на одном дыхании, чего, к сожалению, нельзя сказать о многих нынешних дебютах.

Александр Федоров, киновед

-2

Силуэт в окне напротив. Россия-Белоруссия, 1993. Режиссер Рейн Либлик. Сценарист Николай Псурцев. Актеры: Игорь Волков, Юрий Буров, Рамаз Чхиквадзе, Оксана Мысина, Эллина Адэл, Владимир Сичкарь, Стефания Станюта и др.

Фильм «Силуэт в окне напротив» снят в модном ключе постмодерна, перемешивающего жанры, пересыпанного синематечными цитатами, сюрреалистическими и натуралистическими аттракционами, сценами насилия и мистикой.

В течение двух с лишним часов на экране разворачивается история героя, пытающегося понять, почему покончил с собой его двойник.

В одной из статей режиссерская манера Рейна Либлика смело отождествлялась с творчеством Лео Каракса, Дэвида Линча и Эмира Кустурицы, признанных мастеров полижанрового, многослойного экранного зрелища. На мой взгляд, по сравнению с фильмами вышеуказанных мэтров работа Либлика выглядит ученически эскизной.

Что ж, проба пера есть проба пера, и трудно ожидать от нее высот покоренных мировыми знаменитостями...

Александр Федоров, киновед